Как-то заехав в Москву, посетил музей «Подпольная типография 1905–1906 гг.»
Это один из отделов ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ.
В старом районе города на Лесной улице в трёхэтажном здании – типичном образце московского доходного дома, который с конца XIX века принадлежал купцу Кузьме Колупаеву, расположена подлинная конспиративная квартира. Здесь в дни Первой российской революции 1905 – 1907гг. распологалась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета «Рабочий».
Что особенно забавно, типография находилась у самого «носа» царской полиции. А именно у Бутырской тюрьмы. Благодаря такой конспирации тогдашние силовые органы так и не нашли источник производства подпольных листовок. Более того, это единственная во всей Москве не раскрытая типография!
Сложно представить, но и в те времена на рынках и в лавочках торговали «понаехавшие лица кавказкой национальности». Только единственное — на них никто тогда не обращал особого внимания. Да, никто просто не мог заподозрить преступное дело за грузинскими торгашами в сванках. Ну фрукты, ну хинкал, ну и чё?
Красочная вывеска «Торговля кавказскими фруктами Каландадзе» приглашала зайти в лавку, радушный хозяин не вызывал сомнений в благонадёжности у околоточного надзирателя, которого всегда любезно встречали и угощали молодым грузинским вином. Сидит он за столиком, а на отметке минус два метра под его ногами работает печатная машина «американка».
Попасть к печатной машине можно было через замаскированный лаз из колодца для стока грунтовых вод. Между прилавком и конторкой есть деревянный люк в полу. Под ним подвал, забитый ящиками и бочками с фруктами и сыром, на дне которых размещались стопки нелегальных газет и листовок. Сейчас там ещё стол и две лавки. Можно присесть и почитать заламинированные изделия. Собственно, мы с камрадами это и сделали. Вырытая современная «дырка» в стене подвала позволяет рассмотреть печатный аппарат на дне «пещеры».
Изобретательные грузины-большевики в родном Тифлисе (Тбилиси) сделали такую же типографию в колодце (Авлабарская типография). Ночью подвешенного на ведре подпольщика опускали вниз, где он перемещался в прорытый лаз. Правда, тифлисскую типографию раскрыли. «Кто-то из посвящённых в тайну донёс в жандармерию. Агенты большевиков в жандармерии, в свою очередь, предупредили типографию. На момент визита жандармов в доме и подвале уже никого не было. Жандармерия конфисковала всё, что нашла, а само здание не то подожгли, не то взорвали».
Непосредственно сам музей существует с 1924 года. Грузинские подпольщики сами помогли воссоздать его первоначальный вид, поэтому экспозиция с необычайной точностью воспроизводит все детали давнего прошлого. Посетив музей, можно расширить своё представление и о том, какими были условия быта и жизни московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX – начала XX века.
-------------------------------
Фото с сайта музея