Год выпуска: 1967
Жанр: драма, экзистенциальное кино
Режиссер: ЛукиноВисконти
В ролях: Марчелло Мастроянни, Анна Карина, Бернар Блие, Жорж Вильсон
Оператор: Джузеппе Ротунно
Страна: Франция, Италия, Алжир
Продолжительность: 114 мин.
“Посторонний” - фильм выдающегося итальянского режиссёра Лукино Висконти. Вопреки своему аристократическому происхождению Висконти всю сознательную жизнь разделял левые взгляды. В годы войны вместе с итальянскими коммунистами он помогал Сопротивлению, был даже арестован по подозрению к организации антифашистского заговора. Кинокартина “Посторонний” считается нетипичной для творчества Висконти, но, тем не менее, представляющей большой интерес.
Лента является экранизацией одноимённого романа Альбера Камю, писателя, журналиста и левого активиста.
Фильм я посмотрел сразу после прочтения романа. Первое, что хотелось бы заметить, картина в точности воспроизводит книгу. Нет ничего лишнего, и ничего важного режиссёр так же не упустил. Фильм снят по роману без всяких “по мотивам”, чем ценен вдвойне. Обсуждение кинокартины, в этом случае, думаю, равнозначно обсуждению романа.
Главный герой – Мерсо, приезжает на похороны своей матери в дом призрения, где он её когда-то оставил, будучи неспособным содержать сиделку. Смерть близких людей всегда является большой трагедией в жизни человека. Однако, Мерсо признаётся, что было бы лучше, что б мама жила, но сейчас, когда её нет, это уже не имеет никакого значения. Он не проронил ни одной слезы. Ещё тогда, давным-давно, ему с ней было не о чем говорить. Мерсо не пожелал даже взглянуть на неё в последний раз, словно для него она умерла ещё тогда, когда он оставил её здесь.
Едва успев схоронить свою мать, Мерсо заводит роман с Мари, некогда работавшей с ним в одной конторе. Любит ли он Мари? Нет, не любит, но, что в сущности это меняет? Он сейчас с ней, значит, всё хорошо. Признаётся, что если ей нужно – то он готов жениться. А если нет необходимости, то и так всё хорошо. Он с удовольствием нежится под солнцем на пляже с Мари. Помогает в сомнительном деле своему знакомому – Раймону.
Однако, не все “прелести жизни” нужны Мерсо. Повышение по работе, возможность перебраться из Алжира в Париж, – словом, отличные перспективы для любого молодого человека, – ничего для него не значат. Мерсо отказывается от предложения, которое был бы рад получить любой другой.
Просто, в сущности, этот мир для него чужд. Он не живёт, а проживает свою жизнь. Здесь он – посторонний.
Без особого мотива, будто случайно, Мерсо убивает человека. Он нисколько не раскаивается. По сути, Мерсо Камю вступает в противостояние Раскольникову Достоевского. С этого момента начинается кульминация произведения. Суд приговаривает Мерсо к смерти. Но не за убийство! За его жизнь с равнодушием к себе, за безбожие, за кружку кофе с сигаретой над гробом матери…
Мерсо не собирается подавать апелляцию. Он принимает свою участь. “Что мне смерть других людей, любовь матери, что мне Бог, другие пути, которые можно предпочесть в жизни, другие судьбы, которые можно избрать, – ведь мне предназначена одна единственная судьба, мне и ещё миллиардам избранных…” – СМЕРТЬ. Он отказывается от услуг тюремного священника. “… У меня осталось слишком мало времени. И я не желаю тратить его на Бога”. В последние часы жизни Мерсо испытал экзистенциальное переживание.
Теперь есть лишь одна непоколебимая истина, которую у него никому уже не отобрать. Смотря на тюремного священника, Мерсоразмышляет: “… с виду такой уверенный и ни в чём не сомневается? Так вот, вся его уверенность не стоит единого женского волоска. (Камю обыгрывает слова Достоевского, проводя текстуальную аналогию со “слезой ребёнка”). Напрасно он уверен в том, что жив, ведь он живёт как мертвец (здесь, по всей видимости, автор делает своеобразный отсыл к экзистенциальному тезису: принятие религии перед лицом абсурда – есть философское самоубийство). Вот и я с виду нищий и обездоленный. Но я уверен в себе и во всём, куда уверенней, чем он, я уверен, что жив и что скоро умру. Да, кроме этой уверенности у меня ничего нет. Но, по крайней мере, этой истины у меня никто не отнимет”.
Интерес к экзистенциализму Камю, по мнению биографов, испытывал в силу тяжелой болезни. Всю свою жизнь он мирился с опасностью возможной смерти от недуга. Впрочем, так или иначе, ни экзистенциалистом, ни философом себя не считал.
P.S.
Мы можем по-разному оценивать творчество Камю. Однако его романы и эссе по праву занимают свою нишу в мировой социально-политической мысли ХХ века. Без этого фильма спектр картин тематического блока “Экзистенциальное кино” был бы не полным.