By Modest on Суббота, 30 декабря 2023
Category: Лента

Про любовь 2

Мои старые тексты мне не нравятся. Подруга прочла мой пост «Про любовь» и заметила разногласия в тексте. Я перечитал и понял, что «Миша, всё х****! Давай по новой!» - как в известном меме. Она сказала: «Сделай любовь 2) почему нашим киношниками можно, а тебе нет?)» Давно не делал контент… Почему бы и нет? Старая статья похожа на шизофренический набросок. Начну с образов любви в искусстве. Не ждите глобального структурированного обзора всего и вся. Пишу только про то, что лично меня зацепило в первую очередь.

В общем, как говорил Юра – «ПОЕХАЛИ!»

Архетип в искусстве: опера

Одному моему другу очень нравится отражение древнегреческой легенды о роковой любви Орфея и Эвридики в современных интерпретациях. Он – товарищ музыкальный, в отличие от меня. Мой плейлист состоит целиком из тех композиций, которые я подслушиваю у друзей)) И вот: наша (теперь) любимая стала «Хипхопера: Орфей & Эвридика» (2018) от Noize MC (предатель родины и иносранный агент) - товарищ майор!  если, что – я упомянул!

Так, как Орфей был в прямом смысле музыкантом от Бога, а история его любви прошла через века, естественно, в первую очередь, именно в музыке наиболее часто стала отражаться эта легенда. Было создано огромное количество произведений в разные века. Так, начало XXI века не стало исключением. Хипхопера, рок-опера, отдельные песни и т.д. Вот уж кого-кого, а Noize MC нельзя заподозрить в левизне. Протест, оппозиционность – да! НО, отнюдь не в левой риторике. За песню Егора Летова «Всё как у людей» - лучше пояснил Захар Прилепин в своей передаче «Уроки русского», упрекнув Нойза, вполне заслуженно, на мой взгляд. НО, левая повестка всё равно повлияла довольно сильно на нашего знаменитого иноагента. Почему? Он сам выбился с низов и прошел весть сложный путь к успеху. К чему всё это я? Так и в его хипхопере красной нитью отражаются противоречия между любовью и современным успехом, бизнесом, особенностями работы на «дядю». Причём, этот дядя – не кто-то там, а сам Аид. Все это очень напоминает левую риторику.

Исследуя современные общественные отношения, проблему человека в развитом капиталистическом обществе, я данным-давно пришёл к выводу, что крепкая низкопримативная любовь (не путать с семьёй) стала антагонизмом по отношению к потребительскому обществу. Именно такая мысль и прослеживается в хипхопере «Орфей & Эвридика». Крах любви наступил вслед за получением сверхблаг.

Взяв сам миф за эталон, некий абсолют любви, нужно понимать, что речь шла о «любовище» - биологической сильнейшей страсти между молодыми. Исходя из практических наблюдений – современная крепкая семья с содержанием любовных чувств создаётся именно в молодом возрасте. Далее этот социально-экономический институт держится на инерции воспитания потомства.  Если брак был не удачным, то более взрослые «опытные» партнёры объединяются по экономическому принципу и общему «удобству». Однако, влияние культа потребления, карьеризма на молодых, заставляет их вступать в брак в более позднем возрасте, когда «любовище» уже не имеет такого значения. Результат – низкая рождаемость и объявление Гундяевым абортов грехом и убийством.

Архетип в искусстве: кино

Теперь про кино. Почему-то здесь мне показалось уместным написать именно о режиссёре Лукино Висконти. У него захватывающая биография))) И потрясные фильмы, где также прослеживается любовь. Только та самая «НЕ плодотворная любовь», о которой тоже писал мой любимый Эрих Фромм. Начать можно с дебютной работы Висконти «Одержимость» (1943). В сюжете прослеживается именно та модель отношений, когда старый муж «папик» своим богатством мешает реализации новых чувственных отношений (жене на стороне) из страсти. Папика убивают, но и это не помогает. Эгоистичная меркантильная женщина всё равно сопротивляется. Но когда похоть всё-таки берёт верх – обоих героев настигает суровая расплата. Любители нуара оценят.

А вот настоящим шедевром я назову фильм «Гибель богов». Здесь Висконти обыгрывает опять-таки древнегреческую мифологию, немного «примешав Шекспира».  Речь о предании об Эдипе. Греками написано множество трагедий об Эдипе и всяких отсылок к нему в других произведениях.

Легенда в трёх словах: «проклятый» оракул предсказал Лаю, что его убьёт собственный сын. Рождённого сына оставляют в горах умирать. Ребёнка находит пастух и относит к местному царю и его супруге. Они называют его Эдипом и воспитывают как сына. Повзрослев, Эдип узнаёт, что он «приёмыш». Потом Пифия предсказывает ему, что он убьёт своего отца и женится на своей матери. Что в конечном итоге и произошло (от судьбы не уйдёшь). Узнав правду, Эдип ослепляет себя.  «Попахивает» фильмом Матрица)) Любители видеть в Нео Иисуса, сейчас, наверное, расстроятся)) Не отчаивайтесь! Прочитайте «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра– вообще охренеете, и всё встанет на свои места.

Вернёмся к фильму Висконти. В своей киноленте он гениально синтезировал трагедию об Эдипе с событиями 1933 года, когда набирал силу нацизм и фашизм. Висконти не понаслышке знаком с жизнью аристократов и буржуа. Его мать – дочь промышленника. Отец – герцог с собственным замком. В годы войны Висконти стал участником антифашистского сопротивления итальянских коммунистов. Был арестован. В основу сюжета фильма легла история династии Круппов. Всё прям как по Димитрову – сращивание финансового и промышленного капитала стало базисом для образования фашистской идеологии.

В фильме «Гибель богов» «человеческой любви» нет вообще. Глава семейства владеет металлургическим концерном. Накрашенный, поехавший на всю башку, молодой наследник Мартин отплясывает в женском платье перед своей семьёй, изображая Марлен Дитрих. Именно он становится в будущем ключевой фигурой. Нацистам важно заполучить управление концерном для того, чтобы производить оружие. Так вице-президентом становится нацист Константин из СА (Sturmabteilung) – отряда штурмовиков. Мамаша и эсэсовец Ашенбах убивают главу концерна. Теперь поехавший Мартин, должен заменить убитого, как законный наследник. Это и происходит. Вдруг, он совращает маленькую еврейскую девочку. После этого она кончает жизнь самоубийством. Мартина начинает шантажировать Константин из СА. Мамаша договаривается с эсэсовцем Ашенбахом об устранении Константина. Это происходит в так называемую «Ночь длинных ножей» - реальное событие расправы отряда СС Гитлера над штурмовиками (СА) Эрнста Рёма.

Для справки: Эрнст Рём был известен как гомосек. Он постоянно посещал соответствующие заведения и принуждал разных бедолаг. Узнав об этом, Гитлер особо не переживал. Но многие были не довольны. К тому же Рём гнул свою линию в переустройстве армии, а его СА считались авангардом НСДАП. Офицеры задумали убить Рёма. Он, как назло, ещё и связался с демократами. Чтобы добиться поддержки офицерства Гитлер в итоге решается на убийство Рёма и части его штурмовиков СА.

«Ночь длинных ножей» показана в фильме просто потрясающе. Пьяная оргия штурмовиков снята отлично. Валяющиеся после оргии бухие «коричневоруба́шечники» были застигнуты врасплох эсэсовцами и смачно расстреляны. Там же от рук Ашенбаха погибает тот самый нацист вице-президент. Теперь концерном хотят рулить эсэсовцы. Их командир Ашенбах всячески манипулирует членами семьи. Он настраивает полоумного Мартина против матери, убеждая его в том, что она им манипулирует. Ненавидя её, он повторяет «подвиг» Эдипа с отличием в том, что теперь умышленно сам подавляет мамку и совершает акт сексуального насилия над ней. А после устраивает псевдо-свадьбу мамки с её любовником, а в качестве подарка дарит им ампулы с цианидом. Пэкшот: Мартин предстаёт перед лежащими трупами в красивом костюме СС и вскидывает зигу!

Прелесть, да и только. Ай да Висконти! Ну разве это не про любовь? :DD

Любовь в науке о душе

Теперь чуть-чуть передохнём от Висконти))) Архетип Эдипа переносится в лапы гражданина Фрейда. Ödipuskomplex – Эдипов комплекс. Здрасьте, дорогие любители кокаинового психоанализа! Фрейд – он-то специалист по любви. Я прям так и представляю усталого Фрейда, недавно пережившего смерть отца, пришедшего домой после общения с больными истерией, садящегося в удобное кресло… Он закидывается коксом, закуривает сигару и начинает процесс самоанализа: «Я также обнаружил на своём собственном примере влюблённость в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа» (цитата из Википедии). Позже уснув, он видит сон про то, как отец пытается кастрировать его за любовь к маме. Проснувшись, он понимает, что его бессознательное, проявившее себя во сне – и есть ответ на вопрос его «теории соблазнения».

Так, шутки в сторону! Поговорим о продуктивной любви. Лучше меня это сделает мой любимый Фромм:

«Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность”. Таким образом, активный характер чувства состоит именно в том, что любовь — это, прежде всего, давать, а не брать. Но для того, чтобы давать, человек должен дойти до определенного уровня развития. На самом деле, “давать - более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности.»   

Я не великий специалист, но попробую дополнить картину своими мыслями. Читателю придётся поднапрячься, сорян!

Сознание – это великая иллюзия, создаваемая мозгом. Рекомендую к ознакомлению по этой теме книгу Томаса Метцингера, современного философа-когнитивиста – «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель эго». Исходя из наличия иллюзии, попробуем синтезировать понятие самость (не Юнговское, которое отрицается бихевиоризмом и пр.), с когнитивной философией сознания, не отрицающей способность познания. Самость становится отвечающей за целостность иллюзии и выражающая индивидуальное самосознание. Она должна иметь свою противоположность – опыт взаимодействия с сознанием и телом другого человека. Отражается это в потребности выживания, которое может быть, как индивидуальным, так и коллективным. Причём, особенно последнее работает в рамках приобретения социального опыта индивидуальным. Следовательно, сознание строится из тезиса внутреннего биологического начала и внешнего социального фактора. Сознание - продукт слияния через познание условно «материального» базиса и не материального – коллективного культурного многовекового опыта человеческой культуры и языка.

Теперь речь о любви в целом – в том числе дружеской и родственной. Любовь – это чувство позитивного внешнего взаимодействия в противоположность самости, как способа идентификации себя как «я -хороший» для минимализации тревоги, путём совершения конкретного акта (действия) по отношению к другому субъекту. В тоже время любовь является и внутренним психическим процессом сознания (не будем говорить о химии), которое сопоставляя себя с другим субъектом ищет в себе и в нём «я хороший», минимизируя тревожность позитивной схожестью. Не материальный антитезис коллективного опыта заполняет сознание через способность познания.

Отсюда и мысль – познай себя, люби себя и сможешь познать и любить другого.

Любовь в жизни (субъективный опыт)

Мне 35 лет, и я в настоящий момент одинок. Вспоминая прошлое, я пришел к выводу, что по-настоящему любил один раз. Всё остальное – просто увлечения. И я так рад, что этот один раз у меня был в моей жизни! Есть мнение, что «любовь живёт три года» - полная чушь, какого-то там популярного романа! Я сам себя так настроил своим бэкграундом, что даже страсть длилась намного дольше, даже когда с отношениями было покончено. Я отдавал всего себя и получал отдачу. Мы кружились в вихре взаимного развития. Обменивались всем и это всё было неисчерпаемо. Я до сих пор вспоминаю нежные прикосновения ладоней рук к её щекам и набегающий мягкий и сладкий поцелуй. Это можно было повторять бесконечно… Когда мы не были рядом вместе – мы переписывались. Эта переписка заполнила бы не один том. Я писал ей стихи, мысли, бесконечные признания… и все это длилось не один год. Понадобились не малые силы, чтобы потом всё это убить в себе. Переписка удалена, аккаунт её забанен. Мы в тысячах километрах друг от друга… Стало легче.

Желаю Вам, мои читатели, счастья любви столь же сильного, но до предела долгого! 

P.S

Пост «Про любовь 3» будет не скоро.

Related Posts

Leave Comments