«Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д.»
К. Маркс
Дорогой читатель! Мы поговорим с тобой о любви. Я знаю, что у тебя есть собственные представления на эту тему, есть свой опыт, мысли, чувственные переживания, которые ты хранишь в своей памяти. У меня они тоже есть. Но я предлагаю оставить их каждому из нас при себе и поговорить о человеческом коллективном опыте, который впитал в себя понятие любовь. Проследить научный переход от абстрактного к конкретному. Я предлагаю рассмотреть общие тенденции в этом понятии и тот определяющий базис, который оказывает влияние, формирует твой и мой опыт объективно.
У человека есть три основных инстинкта – потребление пищи, потребность в переносе своего генетического кода в следующее поколение и потребность в доминировании над другими членами общества. Это то, что свойственно нашей биологической природе. Что же нас отличает от животных? От животных нас отличает наличие ума – интеллект. Чем умнее человек, тем дальше он находится от своих инстинктов. Тем человечнее он становится. Отделы мозга, отвечающие за инстинктивную природу и разум – постоянно находятся в противоречии, проявляются попеременно, или искусно подменяют друг друга. Например, инстинкт оформляется мыслями и человек думает, что он думает, а на самом деле следует своему биологическому инстинкту. Чем выше интеллектуальные способности, тем больше может подавляться инстинкт. Умному человеку (низкопримативная особь) сложнее найти свою вторую половинку нежели человеку, полагающемуся на инстинкты (высокопримативная особь). Это потому, что у него больше граней, чем у других. Другим легче искать точки соприкосновения. Приспосабливаться намного проще, чем идти против “системы”. Инстинктивная природа является тем базисом, который определяет форму восприятия, чувства, рефлексию. В массе эталон любви формируется, исходя из внешних природных данных человека. Эти данные являются продуктом эволюции, которая определяет эти ценностные качества.
Умный человек считается в определённой степени девиантом, находясь в обществе высокопримативных особей. И он не всегда может найти себе достойное место в иерархии. И уж тем более - родственную душу. Эволюция диктует форму этого эталона. Генетические данные сильной, здоровой особи, подходящей для продолжения рода считываются на подсознательном уровне. И хотя теперь мы живём во времена, когда физическая сила потеряла свой некогда высокий спрос. Когда низкопримативные особи могут в гораздо большей степени обеспечить семью всем необходимым за счёт исключительно умственной деятельности. Всё равно, более биологичные по своей природе женщины обращают внимание не на программистов с высоким денежным доходом, а на мужчин с большими руками, крупным телосложением, при этом являющимися конченными алкоголиками и лжецами.
Однако, нужно заметить, что особую роль играет социальная составляющая. Буржуазное общество диктует моду на эталон. Человек при частной собственности всегда и во все времена был объектом купли-продажи. В обществе потребления он продает свою личность, свою идентичность. Теперь человек может быть брендом и желанным образом. Этому образу можно подражать, можно в него перевоплотиться или создать из него собственного кумира. В сущности, общение между людьми в настоящий момент является частью товарных отношений, при которых любовь, дружба трансформируются в нечто иное. В обществе потребления у каждого человека есть своя цена, и его востребованность напрямую зависит от спроса, а не от личностных качеств. Хитроумные дельцы заигрывают с инстинктами, подменяют общечеловеческие ценности на искусственно навязанные. Формируют желания, мечты, потребности, по сути являющимися чуждыми обычному человеку.
Общество потребления ставит цель бесконечного потребления для бесконечного обогащения. Уважаемый читатель мог заметить, что современные рекламные компании в основной своей массе рассчитаны на женщин. И это не случайно. Цель: заставить более биологичную по своей природе женщину залезть к кошелёк своего скупого добытчика любым доступным способом. И, как показывает практика, женщинам, с детства приученным манипулировать мужчинами, это неплохо удаётся.
Есть такое понятие - человеческое отчуждение. Как писал не модный ныне Карл Маркс (перефразированно): чтобы быть счастливым, нужно видеть, ощущать продукт своего труда. Сейчас же весь произведённый нами на работе продукт, товар - отчуждается от нас. Мы не видим того, чего сами создаём. У нас это забирают предприимчивые предприниматели и присваивают в своих целях. Взамен мы получаем заработную плату, которая по своей сути обезличена. Более мы не чувствуем себя счастливыми. Но счастье - это не только позитивное восприятие, это самореализация. Самореализация может быть и в личностных отношениях. А любовь - это процесс “давания” и обмена опытом. А любить нужно учиться, это искусство, как говорил Эрих Фромм. Рекомендую к чтению его трактат "Искусство любить". Любить - это значит что-то давать. А у нас получается, что человек - это товар, он как молоко на магазинной полке. И выбираем мы друг друга как товар. А товар, по определению политэкономии, - это продукт, произведённый с целью извлечения прибыли, и, как следствие, порождающий только извлечение выгоды и неравный обмен. Эрих Фромм пишет: «Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому, то есть не проблема способности любить.» Навязывание буржуазным обществом идеи о неограниченной свободе личности, культивирование псевдо различий между людьми, как свойства исключительности личности, разобщает нас. Да, мы разные, но ровно настолько, насколько и одинаковые. Между нами больше общего, чем кажется на первый взгляд. Давайте учиться понимать друг друга, учиться ценить и любить. Для того, чтобы любить другого человека, нужно сначала полюбить самого себя. Любить себя и быть эгоистом - не одно и тоже. Если вы хотите, что бы вас полюбили – начните с себя, научитесь любить другого человека! Овладейте этим искусством!