Публикую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.
Вся территория современного Подонья обладает большим количеством археологических памятников древней и древнейшей истории. В этой статье речь пойдёт о срубной культуре. Её главным отличительным признаком является своеобразный обряд захоронения. В то время для захоронения умерших сородичей выкапывали могильную яму, в которой делали сруб.
Место и время обитания
С XVI по XI вв. до н.э. в нашем крае господствовали племена срубной культуры. Они заселили пространство от Урала до Днепра – с востока на запад, от Оки до Каспийского моря – с севера на юг. На всей этой огромной территории у срубных племён был один и тот же социально- и экономико-культурный тип. Археологи отмечают единообразие в погребальном обряде, орудиях труда и орнаменте на посуде. «До этого времени не было известно ни одной культуры, которая существовала бы на такой огромной территории с минимальными отличиями в регионах» [1].
Скотоводство и земледелие
Основными занятиями населения того времени являлись: скотоводство, охота и рыболовство, земледелие. По данным археологических исследований поселения срубной культуры отличались друг от друга хозяйственной специализацией. В обществе того времени была достаточно чётко выраженная иерархия, существовали родственные кланы. Особенности захоронений подтверждают клановую иерархию. Богатые захоронения представляли собой крупные курганы, в строительстве которых могло быть задействовано от 100 до 200 человек. Возможно, курганы строились людьми, находящимися в экономической зависимости от богатого клана.
Стабильный прирост натурального хозяйства обеспечивало скотоводство пастушеского типа. Пастухи срубной культуры разводили, в основном, крупный рогатый скот и лошадей. Второстепенная роль отводилась разведению свиней и мелкого рогатого скота. Кроме того, вспомогательную роль в развитии хозяйства имела традиционная охота. Об этом свидетельствуют кости диких животных, обнаруженные на месте древних мусорных ям поселений срубной культуры. Среди археологических находок того времени встречаются и бронзовые рыболовные крючки, что свидетельствует о занятии населения рыбной ловлей.
Существуют свидетельства выращивания злаков представителями срубной культуры [2]. Однако, земледелию, отводилась роль вспомогательного типа производства. Наличие земледельческой деятельности подтверждается находками примитивных костяных мотыг, серпов, сделанных из бронзы; глиняных форм для их отливки и тёрочников (камней и плит для растирания семян).
Керамика
Предметы срубной культуры в экспозиции “Древнейшая история Липецкого края” ЛОКМ
Керамическое производство являлось неотъемлемой частью жизни населения Подонья бронзового века. Племенам срубной культуры был не известен гончарный круг, поэтому горшки лепились вручную. Орнамент наносился специальными штампами, затем посуду сушили и отправляли на обжиг. Костровый обжиг придавал глиняным изделиям красно-коричневый цвет. Керамику срубной культуры можно разделить на бытовую и ритуальную. Для бытовой посуды характерен бедный орнамент, либо полное его отсутствие.
Ритуальная посуда отличалась от бытовой своей острорёберной формой и богатым орнаментом. Её украшали сложные геометрические фигуры: зигзаги, треугольники, свастики. «Каждый род в рамках поселений обеспечивал себя керамикой самостоятельно, хотя внутри него должна была существовать специализация некоторых членов, в основном среди женщин» [3].
Металлургия
В отличие от предшествующих культур представители срубной культуры достигли более высокого уровня развития металлургического производства. Археологические данные позволяют сделать вывод о том, что в срубном обществе существовали группы профессиональных ремесленников-металлургов. Они обеспечивали своей продукцией достаточно обширные территории. Химический анализ бронзовых изделий срубной культуры показывает, что основные источники сырья – это привозной металл Южного Урала и даже Северного Казахстана. Археологи считают донские кланы металлургов своеобразной элитой срубного общества, от которой зависело процветание большей части родовых групп.
Оружие в погребениях срубной культуры встречается редко, отсюда археологии делают вывод, что войны между культурами и племенами были редким явлением. Однако довольно часто в погребениях встречаются предметы статусного характера, символы власти. Наиболее влиятельными были кланы скотоводов и «металлургов».
Большую часть ассортимента продукции металлургического производства составляли бронзовые орудия труда: «…топоры, ножи, серпы, тёсла, шилья. Все эти вещи отливались в специальных двустворчатых литейных глиняных формах» [4]. Помимо орудий труда, древние мастера создавали бронзовые украшения – кольца, браслеты, подвески. С XIII века до н. э. срубная культура вошла в период социально-экономического кризиса. Бронзовые изделия стали редкостью.
Косторезное производство
Но бронзовые изделия дорого стоили, поэтому было широко распространено косторезное дело. «Кость всегда входила в число наиболее доступных для человека материалов наряду с деревом и камнем» [5]. Из кости делали наконечники стрел, пряслица, иглы, инструменты для кожевенного производства и даже символы власти.
Символы власти – жезлы представляли собой деревянные стержни, на которые надевались костяные кольца. Костяные части жезлов были богато орнаментированы зигзагами, меандром, свастикой.
Археологические данные свидетельствуют о высокоразвитом уровне косторезного производства в срубной культуре.
Погребения срубной культуры
Погребальный обряд предполагал «…создание прямоугольной могильной ямы глубиной до 1 м. Дно могилы покрывали подстилкой из ткани, камыша или бересты» [6]. На эту подстилку укладывали тело умершего человека на левом боку, руки согнуты, кисти перед лицом, ноги согнуты в коленях и лежат одна над другой. Головой тело ориентировалось на север или северо-восток. В могилу к умершему человеку ставили ритуальные сосуды с заупокойной пищей, клали части тушь животных (головы или рёбра). Стоит отметить, что деревянные срубы – конструкции, давшие название культуре, в Подонье встречаются редко. В большей степени они распространены в Поволжье.
Закат срубной культуры
Завершение истории срубной культуры приходится на закат эпохи бронзы в бассейне Верхнего Дона (XII – XI вв. до н. э.). Прежде всего, причиной окончания этой эпохи является существенное изменение климата. Палеопочвоведами зафиксировано общее похолодание на обширной территории от Поднепровья до Приуралья. Количество археологических памятников этого времени резко сокращается. Срубная культура переживает целый комплекс кризисов, как то: демографический спад, распад культурных традиций и потеря единства племён. Последние следы срубной культуры теряются в конце XII – XI вв. до н. э.
Список источников
А. Н. Бессуднов, Е. Н. Мельников, Г. Л. Земцов, Р. В. Смольянинов.// Древнейшая история Липецкого края //Тула: Гриф и К, 2010. 460 стр.