Блог Модеста

ПК-игры, кино, дневник и не только
фев
04
1

Подпольная типография

tipografia1

Как-то заехав в Москву, посетил музей «Подпольная типография 1905–1906 гг.»

Это один из отделов ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ.

В старом районе города на Лесной улице в трёхэтажном здании – типичном образце московского доходного дома, который с конца XIX века принадлежал купцу Кузьме Колупаеву, расположена подлинная конспиративная квартира. Здесь в дни Первой российской революции 1905 – 1907гг. распологалась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета «Рабочий».

Что особенно забавно, типография находилась у самого «носа» царской полиции. А именно у Бутырской тюрьмы. Благодаря такой конспирации тогдашние силовые органы так и не нашли источник производства подпольных листовок. Более того, это единственная во всей Москве не раскрытая типография!

Сложно представить, но и в те времена на рынках и в лавочках торговали «понаехавшие лица кавказкой национальности». Только единственное — на них никто тогда не обращал особого внимания. Да, никто просто не мог заподозрить преступное дело за грузинскими торгашами в сванках. Ну фрукты, ну хинкал, ну и чё?

tipografia2

Красочная вывеска «Торговля кавказскими фруктами Каландадзе» приглашала зайти в лавку, радушный хозяин не вызывал сомнений в благонадёжности у околоточного надзирателя, которого всегда любезно встречали и угощали молодым грузинским вином. Сидит он за столиком, а на отметке минус два метра под его ногами работает печатная машина «американка».

tipografia3Попасть к печатной машине можно было через замаскированный лаз из колодца для стока грунтовых вод. Между прилавком и конторкой есть деревянный люк в полу.  Под ним подвал, забитый ящиками и бочками с фруктами и сыром, на дне которых размещались стопки нелегальных газет и листовок. Сейчас там ещё стол и две лавки. Можно присесть и почитать заламинированные изделия. Собственно, мы с камрадами это и сделали. Вырытая современная «дырка» в стене подвала позволяет рассмотреть печатный аппарат на дне «пещеры».

Изобретательные грузины-большевики в родном Тифлисе (Тбилиси) сделали такую же типографию в колодце (Авлабарская типография). Ночью подвешенного на ведре подпольщика опускали вниз, где он перемещался в прорытый лаз. Правда, тифлисскую типографию раскрыли. «Кто-то из посвящённых в тайну донёс в жандармерию. Агенты большевиков в жандармерии, в свою очередь, предупредили типографию. На момент визита жандармов в доме и подвале уже никого не было. Жандармерия конфисковала всё, что нашла, а само здание не то подожгли, не то взорвали». 

Непосредственно сам музей существует с 1924 года. Грузинские подпольщики сами помогли воссоздать его первоначальный вид, поэтому экспозиция с необычайной точностью воспроизводит все детали давнего прошлого. Посетив музей, можно расширить своё представление и о том, какими были условия быта и жизни московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX – начала XX века.

-------------------------------

Фото с сайта музея

  1247 Hits
июль
02
0

Катакомбная археологическая культура

Публикую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.

_______________________________________

Katakomb kult 1На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности. Эти общности современные археологи выделяют в так называемые археологические культуры. Вся территория Подонья обладает большим количеством памятников древней и древнейшей истории. В этой статье речь пойдёт об общности катакомбной культуры. Она представляет особый интерес для археологов и людей, интересующихся древней историей нашего региона. Её главным отличительным признаком является тип своеобразных захоронений. В древних курганах находят захоронения так называемого катакомбного типа. В связи с этим исследователь В. А. Городцов, открывший данную историко-культурную общность, назвал эту культуру катакомбной.

Всем интересующимся подробностями рекомендуем ознакомиться с работой А. Т. Синюка – «Бронзовый век бассейна Дона».

Katakomb kult 2
 
Место и время обитания

Общность катакомбной культуры простиралась от Чёрного моря на западе до Поволжья на востоке и от Липецка на севере до Северного Кавказа и Прикаспия на юге. Археологи выделяют три этапа в истории катакомбной культуры.  На первом этапе присутствуют традиции ямной культуры, на смену которой пришла катакомбная, на втором – развитом этапе – преобладают классические катакомбные черты. Третий этап характеризуется упадком катакомбной культуры и явным сокращением территории обитания этих племён.

Время обитания катакомбной культуры в настоящий момент определяют концом III – началом II тыс. до н.э.

Погребальный ритуал

Как мы уже упоминали ранее, «название этой культуры происходит от характерного погребального обряда, предполагавшего захоронение человека в могиле особой конструкции – катакомбе» [1]. Она представляла собой вертикальную шахту до 2-3 метров. И погребальную камеру, сделанную в одной из стен шахты. Погребальная камера закладывалась перекрытием из брёвен. Тело умершего человека укладывали в особой позе – на спине или на боку с согнутыми в коленях ногами, руки вытягивали вдоль тела, которое ориентировали головой на юг.

А. Т. Синюк исследовал огромный знаковый Павловский могильник, который представлял собой группу, состоящую более чем из ста курганов. Благодаря этому удалось определить особенности катакомбной культуры и дать ей подробные характеристики. 

Скотоводство и земледелие

Изучая поселения и погребения археологи пришли к выводу, что население этой культуры занималось преимущественно скотоводством. На раннем этапе пастухи разводили овец; также преобладал в хозяйстве крупный рогатый скот, что характерно для нашей территории. Наличие останков свиней свидетельствует об осёдлом образе жизни. Также известны отдельные случаи наличия костных останков диких животных. Катакомбные племена охотились, в основном, на лосей, косуль и кабанов. «Учёные предполагают, что хозяйство катакомбных коллективов было комплексным, рассчитанным на выращивание разных видов скота». [2]

Что касается фактов занятия катакомбных племён земледелием, то существенных доказательств этому нет. Известны находки тёрочников – камней и плит для растирания семян, а также фрагментов серпов – кремнёвых вкладышей. «Однако эти предметы единичны и связаны скорее с использованием в пищу диких растений, а не домашних зерновых». [3]

Katakomb kult 3Керамика

Яркой особенностью данной археологической культуры является керамика. Среди других культур эпохи бронзы керамика катакомбных мастеров считается самой красивой. Посуду лепили вручную без гончарного круга. Готовые экземпляры обжигали в костре. После термической обработки посуда приобретала красно-коричневый оттенок. Бытовая посуда имела плоское дно и округлое тулово. Она не выделялась большими размерами. Высота сосудов в среднем составляла 30 см. Диаметр тулова – 20 – 30 см. «Больших и крупных сосудов для хранения зерна или иных запасов не известно». [4]

Отдельно выделяют культовую посуду. Так, например, курильницы встречаются преимущественно в погребениях. Курильницы - это глиняные чаши на крестообразной ножке. Они красиво украшены отпечатками шнура и палочки.  «К общекатакомбным относятся орнаменты в виде горизонтальных линий, треугольников, «ёлочки», фестонов и спиралей.» [5] Учёные считают, что в чашах-курильницах «воскуривалась» священная древесина во время обряда захоронения.

Металлические и каменные изделия

Металлические предметы главным образом находят в захоронениях. Нужно отметить, что изделия из металла встречаются редко. Анализ этих находок показал, что в качестве сырья использовалась медь, добытая на Кавказе. Причиной наличия небольшого количества металлических изделий для нашей территории является географическая удалённость от известных в то время меднорудных месторождений. Можно сделать вывод, что металлические ножи на нашей территории были редкостью и очень ценились.

Каменные изделия катакомбной культуры представлены шлифованными топорами, наконечниками стрел и выпрямителями древков стрел. Наконечники стрел делали из кремня. Их особая форма называется «выемчатой» и препятствует вытаскиванию стрелы из раны. Каменные топоры делали путем шлифовки, а крепились к древку они через просверленное круглое отверстие. «Некоторые топоры имеют рельефный прошлифованный орнамент, что подтверждает их использование не в производственных, а в символических целях». [6]

Финал катакомбной культуры

Финал катакомбной культуры в начале II тыс. до н. э. фиксируется на нашей территории достаточно хорошо. В это время количество поселений и погребений заметно сокращается, изменяется материальная культура. Почти полностью исчезают катакомбы, как тип конструкции погребений. Всё чаще умерших хоронили в ямах прямоугольной формы.

Литература
  1. А. Н. Бессуднов, Е. Н. Мельников, Г. Л. Земцов, Р. В. Смольянинов. // Древнейшая история Липецкого края // Тула: Гриф и К, 2010. Стр. 166.
  1. Там же. Стр. 157.
  2. Там же. Стр. 158.
  3. Там же. Стр. 159.
  4. Там же.
  5. Там же. Стр. 164.
  1487 Hits
янв
28
0

Срубная археологическая культура

srub 1

 

Публикую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.


Вся территория современного Подонья обладает большим количеством археологических памятников древней и древнейшей истории. В этой статье речь пойдёт о срубной культуре. Её главным отличительным признаком является своеобразный обряд захоронения. В то время для захоронения умерших сородичей выкапывали могильную яму, в которой делали сруб.

Продолжайте читать
  1096 Hits
янв
28
0

Абашевская археологическая культура

Archaeologist discovering dinosaurs remains. Men digging ground in quarry and cleaning bones. Vector illustration for archeology, paleontology, science, research conceptПубликую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.


На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности, которые современные учёные выделяют в отдельные археологические культуры. Одной из самых известных и интересных культур была абашевская. Абашевская культура – это археологическая культура бронзового века (вторая половина III тыс. до к. э. – начало II тыс. до н. э.). Территория распространения абашевской археологической культуры была очень обширной. Абашевские племена заселили территорию европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Своё название они получили от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены погребения этой культуры.

Продолжайте читать
  1164 Hits
янв
27
0

Воин и художник

Публикую свою давнюю статью написанную специально для "Липецкой газеты" по случаю 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции.  Дата публикации: 19.07.2018. Тогда я работал в должности старшего научного сотрудника  отдела "Истории" Липецкого областного краеведческого музея. В то время мне посчастливелось участвовать в создании книги «Мы наш, мы новый мир построим. История Великой русской революции в собрании Липецкого областного краеведческого музея». Работал я непосредственно и историческими источниками - мемуарами революционеров, установителей Советской власти в липецком крае. Эта статья рассказывает о моём прадеде, ураженце села Яблоновец Липецкого уезда, Матвее Андреевиче Шаталове.  

На фото памятник борцам за установление Советской власти;

Скульптор Ю. Д. Гришко; г. Липецк.

Продолжайте читать
  1208 Hits
Image