Публикую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.
_______________________________________
На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности. Эти общности современные археологи выделяют в так называемые археологические культуры. Вся территория Подонья обладает большим количеством памятников древней и древнейшей истории. В этой статье речь пойдёт об общности катакомбной культуры. Она представляет особый интерес для археологов и людей, интересующихся древней историей нашего региона. Её главным отличительным признаком является тип своеобразных захоронений. В древних курганах находят захоронения так называемого катакомбного типа. В связи с этим исследователь В. А. Городцов, открывший данную историко-культурную общность, назвал эту культуру катакомбной.
Всем интересующимся подробностями рекомендуем ознакомиться с работой А. Т. Синюка – «Бронзовый век бассейна Дона».
Место и время обитания
Общность катакомбной культуры простиралась от Чёрного моря на западе до Поволжья на востоке и от Липецка на севере до Северного Кавказа и Прикаспия на юге. Археологи выделяют три этапа в истории катакомбной культуры. На первом этапе присутствуют традиции ямной культуры, на смену которой пришла катакомбная, на втором – развитом этапе – преобладают классические катакомбные черты. Третий этап характеризуется упадком катакомбной культуры и явным сокращением территории обитания этих племён.
Время обитания катакомбной культуры в настоящий момент определяют концом III – началом II тыс. до н.э.
Погребальный ритуал
Как мы уже упоминали ранее, «название этой культуры происходит от характерного погребального обряда, предполагавшего захоронение человека в могиле особой конструкции – катакомбе» [1]. Она представляла собой вертикальную шахту до 2-3 метров. И погребальную камеру, сделанную в одной из стен шахты. Погребальная камера закладывалась перекрытием из брёвен. Тело умершего человека укладывали в особой позе – на спине или на боку с согнутыми в коленях ногами, руки вытягивали вдоль тела, которое ориентировали головой на юг.
А. Т. Синюк исследовал огромный знаковый Павловский могильник, который представлял собой группу, состоящую более чем из ста курганов. Благодаря этому удалось определить особенности катакомбной культуры и дать ей подробные характеристики.
Скотоводство и земледелие
Изучая поселения и погребения археологи пришли к выводу, что население этой культуры занималось преимущественно скотоводством. На раннем этапе пастухи разводили овец; также преобладал в хозяйстве крупный рогатый скот, что характерно для нашей территории. Наличие останков свиней свидетельствует об осёдлом образе жизни. Также известны отдельные случаи наличия костных останков диких животных. Катакомбные племена охотились, в основном, на лосей, косуль и кабанов. «Учёные предполагают, что хозяйство катакомбных коллективов было комплексным, рассчитанным на выращивание разных видов скота». [2]
Что касается фактов занятия катакомбных племён земледелием, то существенных доказательств этому нет. Известны находки тёрочников – камней и плит для растирания семян, а также фрагментов серпов – кремнёвых вкладышей. «Однако эти предметы единичны и связаны скорее с использованием в пищу диких растений, а не домашних зерновых». [3]
Керамика
Яркой особенностью данной археологической культуры является керамика. Среди других культур эпохи бронзы керамика катакомбных мастеров считается самой красивой. Посуду лепили вручную без гончарного круга. Готовые экземпляры обжигали в костре. После термической обработки посуда приобретала красно-коричневый оттенок. Бытовая посуда имела плоское дно и округлое тулово. Она не выделялась большими размерами. Высота сосудов в среднем составляла 30 см. Диаметр тулова – 20 – 30 см. «Больших и крупных сосудов для хранения зерна или иных запасов не известно». [4]
Отдельно выделяют культовую посуду. Так, например, курильницы встречаются преимущественно в погребениях. Курильницы - это глиняные чаши на крестообразной ножке. Они красиво украшены отпечатками шнура и палочки. «К общекатакомбным относятся орнаменты в виде горизонтальных линий, треугольников, «ёлочки», фестонов и спиралей.» [5] Учёные считают, что в чашах-курильницах «воскуривалась» священная древесина во время обряда захоронения.
Металлические и каменные изделия
Металлические предметы главным образом находят в захоронениях. Нужно отметить, что изделия из металла встречаются редко. Анализ этих находок показал, что в качестве сырья использовалась медь, добытая на Кавказе. Причиной наличия небольшого количества металлических изделий для нашей территории является географическая удалённость от известных в то время меднорудных месторождений. Можно сделать вывод, что металлические ножи на нашей территории были редкостью и очень ценились.
Каменные изделия катакомбной культуры представлены шлифованными топорами, наконечниками стрел и выпрямителями древков стрел. Наконечники стрел делали из кремня. Их особая форма называется «выемчатой» и препятствует вытаскиванию стрелы из раны. Каменные топоры делали путем шлифовки, а крепились к древку они через просверленное круглое отверстие. «Некоторые топоры имеют рельефный прошлифованный орнамент, что подтверждает их использование не в производственных, а в символических целях». [6]
Финал катакомбной культуры
Финал катакомбной культуры в начале II тыс. до н. э. фиксируется на нашей территории достаточно хорошо. В это время количество поселений и погребений заметно сокращается, изменяется материальная культура. Почти полностью исчезают катакомбы, как тип конструкции погребений. Всё чаще умерших хоронили в ямах прямоугольной формы.
Литература
- А. Н. Бессуднов, Е. Н. Мельников, Г. Л. Земцов, Р. В. Смольянинов. // Древнейшая история Липецкого края // Тула: Гриф и К, 2010. Стр. 166.
- Там же. Стр. 157.
- Там же. Стр. 158.
- Там же. Стр. 159.
- Там же.
- Там же. Стр. 164.