Блог Модеста

ПК-игры, кино, дневник и не только
дек
30
2

Про любовь 2

lubov2

Мои старые тексты мне не нравятся. Подруга прочла мой пост «Про любовь» и заметила разногласия в тексте. Я перечитал и понял, что «Миша, всё х****! Давай по новой!» - как в известном меме. Она сказала: «Сделай любовь 2) почему нашим киношниками можно, а тебе нет?)» Давно не делал контент… Почему бы и нет? Старая статья похожа на шизофренический набросок. Начну с образов любви в искусстве. Не ждите глобального структурированного обзора всего и вся. Пишу только про то, что лично меня зацепило в первую очередь.

В общем, как говорил Юра – «ПОЕХАЛИ!»

Продолжайте читать
  1169 Hits
дек
28
2

Рефлексия на «парсуну» Юрия Арабова

arabov

Это – не  статья. Это – большой комментарий на видео передачи «Парсуна» канала СПАС. Его мне скинула одна моя знакомая, глубоко верующая и хорошая во всех отношениях, девушка. Я начал ей писать коментарий, но он вырос в большой пост. Не хотелось делать из этого текста красивую статью. Выкладываю, как есть. Видео можете посмотреть под постом. 

___________________________________________________

Посмотрел. Ну, блин…

Продолжайте читать
  1539 Hits
сен
13
0

Ровно год назад скончался Жан-Люк Годар

Godar1

Ровно год назад легенда мирового кинематографа Жан-Люк Годар добровольно расстался с жизнью, прибегнув к законной в Швейцарии эвтаназии. Он не был болен, а «просто был истощен».

Годар считается одним из величайших кинематографистов своего времени. Он стал известен в 1960-х годах благодаря своему инновационному и экспериментальному подходу к кино. Он внёс значительный вклад в французскую новую волну, движение, которое изменило лицо кинематографа.

Его кинокартины потрясли моё сознание. Интерес к киноискусству, который начался у меня ещё со студенческой поры, появился благодаря этому режиссёру. Познавая это важнейшее из всех искусств, я смог сложить пазл развития прогрессивного кино, благодаря Годару! Явление творческих кинокартин Годара в моём поиске, с лихвой утолило жажду ожидания прогрессивных идей от перенасыщенного обилия киноконтента.

Как по содержанию, так и по форме, работы этого режиссёра излучают тот неподдельный гуманизм, революционный акт, реализм, экзистенциализм!

  893 Hits
июль
02
0

Катакомбная археологическая культура

Публикую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.

_______________________________________

Katakomb kult 1На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности. Эти общности современные археологи выделяют в так называемые археологические культуры. Вся территория Подонья обладает большим количеством памятников древней и древнейшей истории. В этой статье речь пойдёт об общности катакомбной культуры. Она представляет особый интерес для археологов и людей, интересующихся древней историей нашего региона. Её главным отличительным признаком является тип своеобразных захоронений. В древних курганах находят захоронения так называемого катакомбного типа. В связи с этим исследователь В. А. Городцов, открывший данную историко-культурную общность, назвал эту культуру катакомбной.

Всем интересующимся подробностями рекомендуем ознакомиться с работой А. Т. Синюка – «Бронзовый век бассейна Дона».

Katakomb kult 2
 
Место и время обитания

Общность катакомбной культуры простиралась от Чёрного моря на западе до Поволжья на востоке и от Липецка на севере до Северного Кавказа и Прикаспия на юге. Археологи выделяют три этапа в истории катакомбной культуры.  На первом этапе присутствуют традиции ямной культуры, на смену которой пришла катакомбная, на втором – развитом этапе – преобладают классические катакомбные черты. Третий этап характеризуется упадком катакомбной культуры и явным сокращением территории обитания этих племён.

Время обитания катакомбной культуры в настоящий момент определяют концом III – началом II тыс. до н.э.

Погребальный ритуал

Как мы уже упоминали ранее, «название этой культуры происходит от характерного погребального обряда, предполагавшего захоронение человека в могиле особой конструкции – катакомбе» [1]. Она представляла собой вертикальную шахту до 2-3 метров. И погребальную камеру, сделанную в одной из стен шахты. Погребальная камера закладывалась перекрытием из брёвен. Тело умершего человека укладывали в особой позе – на спине или на боку с согнутыми в коленях ногами, руки вытягивали вдоль тела, которое ориентировали головой на юг.

А. Т. Синюк исследовал огромный знаковый Павловский могильник, который представлял собой группу, состоящую более чем из ста курганов. Благодаря этому удалось определить особенности катакомбной культуры и дать ей подробные характеристики. 

Скотоводство и земледелие

Изучая поселения и погребения археологи пришли к выводу, что население этой культуры занималось преимущественно скотоводством. На раннем этапе пастухи разводили овец; также преобладал в хозяйстве крупный рогатый скот, что характерно для нашей территории. Наличие останков свиней свидетельствует об осёдлом образе жизни. Также известны отдельные случаи наличия костных останков диких животных. Катакомбные племена охотились, в основном, на лосей, косуль и кабанов. «Учёные предполагают, что хозяйство катакомбных коллективов было комплексным, рассчитанным на выращивание разных видов скота». [2]

Что касается фактов занятия катакомбных племён земледелием, то существенных доказательств этому нет. Известны находки тёрочников – камней и плит для растирания семян, а также фрагментов серпов – кремнёвых вкладышей. «Однако эти предметы единичны и связаны скорее с использованием в пищу диких растений, а не домашних зерновых». [3]

Katakomb kult 3Керамика

Яркой особенностью данной археологической культуры является керамика. Среди других культур эпохи бронзы керамика катакомбных мастеров считается самой красивой. Посуду лепили вручную без гончарного круга. Готовые экземпляры обжигали в костре. После термической обработки посуда приобретала красно-коричневый оттенок. Бытовая посуда имела плоское дно и округлое тулово. Она не выделялась большими размерами. Высота сосудов в среднем составляла 30 см. Диаметр тулова – 20 – 30 см. «Больших и крупных сосудов для хранения зерна или иных запасов не известно». [4]

Отдельно выделяют культовую посуду. Так, например, курильницы встречаются преимущественно в погребениях. Курильницы - это глиняные чаши на крестообразной ножке. Они красиво украшены отпечатками шнура и палочки.  «К общекатакомбным относятся орнаменты в виде горизонтальных линий, треугольников, «ёлочки», фестонов и спиралей.» [5] Учёные считают, что в чашах-курильницах «воскуривалась» священная древесина во время обряда захоронения.

Металлические и каменные изделия

Металлические предметы главным образом находят в захоронениях. Нужно отметить, что изделия из металла встречаются редко. Анализ этих находок показал, что в качестве сырья использовалась медь, добытая на Кавказе. Причиной наличия небольшого количества металлических изделий для нашей территории является географическая удалённость от известных в то время меднорудных месторождений. Можно сделать вывод, что металлические ножи на нашей территории были редкостью и очень ценились.

Каменные изделия катакомбной культуры представлены шлифованными топорами, наконечниками стрел и выпрямителями древков стрел. Наконечники стрел делали из кремня. Их особая форма называется «выемчатой» и препятствует вытаскиванию стрелы из раны. Каменные топоры делали путем шлифовки, а крепились к древку они через просверленное круглое отверстие. «Некоторые топоры имеют рельефный прошлифованный орнамент, что подтверждает их использование не в производственных, а в символических целях». [6]

Финал катакомбной культуры

Финал катакомбной культуры в начале II тыс. до н. э. фиксируется на нашей территории достаточно хорошо. В это время количество поселений и погребений заметно сокращается, изменяется материальная культура. Почти полностью исчезают катакомбы, как тип конструкции погребений. Всё чаще умерших хоронили в ямах прямоугольной формы.

Литература
  1. А. Н. Бессуднов, Е. Н. Мельников, Г. Л. Земцов, Р. В. Смольянинов. // Древнейшая история Липецкого края // Тула: Гриф и К, 2010. Стр. 166.
  1. Там же. Стр. 157.
  2. Там же. Стр. 158.
  3. Там же. Стр. 159.
  4. Там же.
  5. Там же. Стр. 164.
  1384 Hits
Image