Блог Модеста

ПК-игры, кино, дневник и не только
дек
30
2

Про любовь 2

lubov2

Мои старые тексты мне не нравятся. Подруга прочла мой пост «Про любовь» и заметила разногласия в тексте. Я перечитал и понял, что «Миша, всё х****! Давай по новой!» - как в известном меме. Она сказала: «Сделай любовь 2) почему нашим киношниками можно, а тебе нет?)» Давно не делал контент… Почему бы и нет? Старая статья похожа на шизофренический набросок. Начну с образов любви в искусстве. Не ждите глобального структурированного обзора всего и вся. Пишу только про то, что лично меня зацепило в первую очередь.

В общем, как говорил Юра – «ПОЕХАЛИ!»

Продолжайте читать
  1289 Hits
сен
02
0

Мой комментарий на тему понятия "ИСТИНА":

121487655 2767206370235234 8026019751824405930 nИстина - соответствие реальности. Наличие реального объекта со свойствами, ему присущими, порождает истину. Вот только свойства объекта - определяет наш разум. Пусть мы и ограничены своими органами чувств, а, следовательно, ограничены в познании того самого объекта. Тренд в сторону познания становится тем самым горизонтом, который мы отчётливо видим, но так и не можем до него дойти. Коллективный человеческий разум в любом случае является попыткой Вселенной или, условно, материей, из которой она состоит, познать саму себя. Познать через нас с помощью нашего разума. Мы, как часть материального мира и бытия, стремимся к этому знанию, к истине. Можно сказать, без сомнения - существование живого неотделимо от существования неживого. Если есть жизнь, значит, и весь материальный мир также существует. И, наоборот, - без неживого материального мира невозможно существование живого. Вселенная осознаёт сама себя через наш разум. Но, думаю, что не только через нас. Мы также просто не можем быть одинокими во Вселенной. Познание, преобразование мира - может это и есть смысл нашего существования?
 
Вот, что писал Г.В.Ф.Гегель:
Диалектика истины
 
Движущий принцип понятия, который не только разрушает, но и порождает обособления всеобщего, я называю диалектикой – следовательно, не в том смысле, что она разрушает, запутывает, вертит так и сяк данные чувству и вообще непосредственному сознанию предмет, положение и т.п. и лишь ставит себе целью доказать нечто противоположное. Я называю диалектикой не этот отрицательный способ рассуждения, который часто встречается также и у Платона . Эта отрицательная диалектика может рассматривать как свой последний вывод нечто противоположное определенному представлению, причем или совершенно решительно, как например, древний скептицизм, приходящий к выводу о противоречивости всякого определенного представления, или более тускло, как например, вывод о возможности лишь приближения к истине; последнее воззрение представляет собою половинчатость новейшего времени. Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и противоположное, но и породить из него положительное содержание и положительный результат; лишь благодаря этому она есть развитие и имманентное движение вперед. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, органически выгоняющая свои ветви и плоды. Мышление в качестве чего-то субъективного лишь наблюдает это развитие идеи как собственную деятельность ее разума, не привнося со своей стороны никакого прибавка. Рассматривать разумно какой-нибудь предмет не означает привнесение разума извне в этот предмет и обрабатывание его таким способом, а означает, что предмет сам по себе разумен; здесь дух в своей свободе, высочайшая вершина самосознательного разума, сообщает себе действительность и порождает себя как существующий мир; дело науки состоит лишь в том, чтобы осознать эту самостоятельную работу разума предмета.
Продолжайте читать
  830 Hits
мая
20
0

Кризис в левой идеологии: от энциклопедистов к лидерам мнений 

marks1Меня давно интересовал вопрос развития левой политической мысли в постсоветский период. После развала СССР появился доступ к западной литературе, которая представляет собой наследие не менее актуальное, чем произведения советских интеллектуалов. Как следствие, произошёл раскол в левом дискурсе, однако, возник кое где и синтез.

Кризис марксистской идеологии, усилившийся после ухода советской эпохи с мировой авансцены привёл в философский тупик многих отечественных мыслителей. Новая задача переосмысления советского опыта во многом оказалась непосильной для них, несмотря на все попытки. Возможно, я наткнусь на критику в свой адрес со стороны многих коммунистов, которых я бы назвал доктринёрами, но всё же обозначу факт того, что левая политическая идеология находится в состоянии длительного глубокого кризиса. Теперь, не без участия власти, раскол усилился после начала СВО.

В настоящее время ключевым вопросом для дискуссии среди левых сил стало отношение к войне. Имеет ли она империалистический характер? Одни левые обвиняют других в охранительстве, те, в свою очередь, в работе на Запад. Выдвигаются забавные теории вроде «американского фашизма на экспорт».

Более того, набирают силу хвалебные высказывания в адрес Сталина и его методов среди тех, кто к левым себя не относит. И это понятно. Заигрывание отечественных либералов (наверное уже бывших), ориентированных на российский капитал, со сталинизмом означает одно – буржуазия хочет жить богато, как олигархат, и жестко править, как Сталин. Плюс для плебса внедрить феодальную идеологию, которую они называют русскими культурными многовековыми традициями. Немаловажную роль в этой идеологии сейчас играет и религиозный аспект. Как никогда теперь актуальна цитата Саула (святого Павла):

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога… Посему противящийся власти противится божию установлению». (13:1, 2) – Примерно так гражданин Римской империи иудей Саул пытался узаконить рабство среди своих христианских адептов, а заодно сделать христианами римских рабовладельцев.

Побойтесь бога, господа! Ибо «Удобнее верблюду пройти через угольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матфей 19:24)

Однако, вернёмся к нашей главной теме.

Продолжайте читать
  1259 Hits
фев
07
0

Одномерный человек. Параллели с современностью

markuze«Счастливое сознание – это вера в то, что реальное является рациональным, что система воплощает добро».

Г. Маркузе.

С первых строк эта работа притягивает к себе необычным исследовательским подходом, и, несмотря на свободную форму изложения, данное эссе содержит, на мой взгляд, множество актуальных идей, как критическая теория индустриального общества. И пусть, что она впервые вышла в свет в 1964 году. На мой взгляд, в большей степени этот труд сохранил актуальность.

С первых строк «цепляет» мысль о том, что на ранних этапах индустриального общества, присущая этим этапам прогрессивная рационалистическая тенденция сдает свои позиции на позднем этапе развития. Автор кластеризует понятия: «Свобода мысли, слова и совести — как и свободное предпринимательство…». И действительно, теория «хорошего» капитализма с «человеческим лицом», со свойственным ему конкурентным рынком и динамичным постоянным экономическим ростом остаётся идеологической утопией в условиях современного тотального монополизма.

Продолжайте читать
  1239 Hits
фев
07
0

Комментирую «эпистему контроля» Поля Фуко

foucault

Мой комментарий относительно «современной эпистемы» (её ещё называют «эпистемой контроля») из теории «археологии знания» Поля-Мишеля Фуко.

Известный французский философ, теоретик культуры и историк, Поль-Мишель Фуко в своей книге «Интеллектуалы и власть» писал: «Знание и власть точно соответствовали друг другу, были взаимосвязаны, налагались друг на друга. Невозможно было обрести знание, не обладая властью. И невозможно было иметь политическую власть, не храня определенное социальное знание.» Живя в современном информационном обществе мы видим, что знание и власть продолжают коррелировать, вот только знание теперь доступно каждому. А информационный шум мешает выявить истинное знание. Плюс к этому формирующиеся потоки ложной информации стали рычагами управления над подконтрольными массами. Как же изменились социальные отношения с появлением информационного общества?

Продолжайте читать
  1188 Hits
сен
02
0

Революция повседневной жизни

Революция повседневной жизниНе знаю, как там на самой деле... Бог умер в XIX веке, а в XX умер человек. Одно определённо: хочется, что бы в XXI веке родилась любовь. Любовь, не просто как абстрактный термин, а как действие, акт. Если есть этот акт - есть и любовь. Плодотворная любовь - это ещё и взаимное саморазвитие. Существует парадокс: человек должен одновременно искать и близости, и независимости; общности с другими – и в то же время сохранения своей уникальности и особенности. Только ОТВЕТ на этот парадокс дает ПЛОДОТВОРНОСТЬ. Человеческая личность сформировалась на определённом историческом этапе. Кто знает, может пришёл черёд осмыслить «коллективное». Понять не только животную сущность (мы уже достаточно в этом продвинулись), но и то, что делает человека человеком. «Революция повседневной жизни» - трактат об умении жить для молодых поколений - Рауля Ванейгема - отличная книга по теме. Поиск смысла, творческий поиск, поиск любви - вот что является главным!
 
Хорошие цитаты по теме:
Сартр Жан-Поль: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может.»
 
Стивен Хокинг: «Черные дыры не столь черные, как они всем представляются. Это не вечные тюрьмы, как думали раньше. Из них есть выход и, возможно, даже в другую Вселенную. Если вы чувствуете, что попали в черную дыру, не сдавайтесь — оттуда есть выход».
  804 Hits
авг
08
0

Фантазия на тему: «Два рабских мира - Хаксли и Оруэлла».

mir 1Прямое насилие по Оруэллу или консьюмеризм Хаксли? Похоже, что оба варианта уже совмещены и действуют одномоментно. Как Океания Оруэлла, так и Мировое государство Хаксли теперь успешно прогрессируют в синтезе…

Обдолбанные сомой любимчики солнца успешно стравливают между собой низшие касты, порядком слипшиеся в химически чистом садизме.

Обывателю-кроту теперь с лопаты в пасть заливают протеиновую массу, сваренную из его же недавних сородичей. В пересмешку с экстрактом животной ненависти - эта дрянь, застрявшая в растянутых желудках, впитавшаяся в коллективную подкорку, начисто форматирует то немногое, что могло бы стать смыслом человеческим.

Он жадно глотает, долизывает последние капли, свисшие с подноса, и улыбается. Такая милейшая наивная улыбка! И нигде, даже в самой далёкой части его сознания нет ни капли сомнения в том, что именно он может стать следующим ингредиентом в субстрат. А если вдруг его полузрячий сосед скажет ему – посмотри вокруг! Он немедленно, подобно кроту, полезет в свою маленькую земляную норку и оттуда напоследок выкрикнет:

- Я ничего не решаю, от меня ничего не зависит!

А после с усердием истинного мазохиста примется крутить своё хомячье колесо. И так до тех пор, пока не настанет время поедания следующей порции субстрата – специально приготовленной ему из того говорливого одноглазого соседа.

Всё, что ему надо делать – следовать паттернам своих хозяев. Так им он показывает беззащитное лысое розовое брюшко – отличительный и обязательный знак покорности. Ему – покорному кроту, сому выдают в исключительных случаях. Например, за проявление особого изощренного садизма к тем, кто посмел открыть один глаз или к кротам из нижних каст других хозяев – конкурентов.

С кротами всё ясно и понятно. Их, главное не выпускать из порочного круга эмоциональных качелей - «садизм - мазохизм». А кто собственно хозяева всего этого «скотного двора»? Кто эти немногие, которым доступна сома в неограниченном количестве?

О! Это отдельный вид зависимых. Они не едят напрямую субстрат. Он для них служит напоминанием, эдаким символом того, что с ними могло бы быть, родись они в низшей касте. Они не хотят крутить хомячьи колеса. И не могут! Они – пауки, запутавшиеся в своих собственных паутинах.  Закрепившиеся в их мозгах паттерны потребительского гедонизма напрочь отрезали любое выражение самости. Сома отключает все человеческие чувства. Хозяева не страдают эмпатией. Они почти ничем не страдают. Есть только один нюанс. Они не могут выйти из игры. Они повязаны между собой ещё больше, чем кроты из низшей касты. Они не могут выйти из образа, роли - иначе их проглотит система. Потребительский гедонизм – и есть их главный наркотик. Он и есть главная суть сомы. Они не могут просто остановиться. Сомы требуется всё больше – они не могут просто пребывать в покое. Пауки могут жить лишь тогда, когда процент сомы в крови непрерывно растёт. Они – олицетворение стоимости, ведь для них всё в этом мире имеет свою цену. А стоимость может существовать только в отношении. Отказавшись от стоимости, они откажутся от самих себя и, – просто исчезнут, потому, как иного содержания в них просто нет.

Однако, история знает и тех героев (не важно из какой касты), которые открыли глаза, увидели этот многогранный мир и впитали его в себя. Здесь сома или субстрат становятся просто не нужны. Обогащённые пищей духовной, любовью, состраданием или праведным гневом, они словно перерождаются в нечто большее, человеческое… И только этим - человеческим содержанием можно изменить остальной мир!

МИРУ – ДА! ТВОРЧЕСТВУ – СВОБОДУ! ЛЮБОВЬ – ДЛЯ ВСЕХ!

  794 Hits
фев
06
0

Про любовь

serdce«Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д.»

К. Маркс

Дорогой читатель! Мы поговорим с тобой о любви. Я знаю, что у тебя есть собственные представления на эту тему, есть свой опыт, мысли, чувственные переживания, которые ты хранишь в своей памяти. У меня они тоже есть. Но я предлагаю оставить их каждому из нас при себе и поговорить о человеческом коллективном опыте, который впитал в себя понятие любовь. Проследить научный переход от абстрактного к конкретному. Я предлагаю рассмотреть общие тенденции в этом понятии и тот определяющий базис, который оказывает влияние, формирует твой и мой опыт объективно.

Продолжайте читать
  1122 Hits
янв
23
0

Экзистенциализм в кино

Screenshot 3

Экзистенциальное кино -  уникальное направление в киноискусстве, заслуживающее отдельного внимания. Многие киноманы и просто любители “умного” кино зачастую сталкиваются с проблемой поиска фильмов такого “жанра”. Как определить настоящее экзистенциальное кино из огромной массы фильмов? Дело в том, что нет четких рамок, которые достаточно точно характеризовали бы это направление. Разберёмся по порядку.

Экзистенциализм, в первую очередь  – философское направление. Условно его можно разделить на теологический экзистенциализм и атеистический. К теологическому принято относить родоначальников этого направления – Ясперса, Шестова и т.д. и атеистического Сартра, Камю и Хайдегера.

Продолжайте читать
  2284 Hits
янв
23
0

Посторонний (Lostraniero)

poster postoronnyi1

Год выпуска: 1967

Жанр:  драма, экзистенциальное кино

Режиссер: ЛукиноВисконти

В ролях: Марчелло Мастроянни, Анна Карина, Бернар Блие, Жорж Вильсон

Оператор: Джузеппе Ротунно

Страна: Франция, Италия, Алжир

Продолжительность: 114 мин.

“Посторонний” -  фильм выдающегося итальянского режиссёра Лукино Висконти. Вопреки своему аристократическому происхождению Висконти всю сознательную жизнь разделял левые взгляды. В годы войны вместе с итальянскими коммунистами он помогал Сопротивлению, был даже арестован по подозрению к организации антифашистского заговора. Кинокартина “Посторонний” считается нетипичной для творчества Висконти, но, тем не менее, представляющей большой интерес.

 

Лента является экранизацией одноимённого романа Альбера Камю, писателя, журналиста и левого активиста.

Продолжайте читать
  1132 Hits
Image