Блог Модеста

ПК-игры, кино, дневник и не только
сен
15
0

«Цветы лучше пуль». «Кентский инцидент» и его отражение в обществе и культуре

hraniteli

Кадр из фильма «Хранители»

Не оставляет меня в покое тематика зарубежной истории 60-х-70-х годов XX в. Этот бзик у меня ещё со студенческой поры, когда я учился на кафедре всеобщей истории исторического факультета. На сей раз я собрал для своей заметки материалы по теме расстрела студентов на антивоенной демонстрации в Кентском университете в США.

«Кентский инцидент» произошёл 4 мая 1970 года в городе Кент, штат Огайо, США. Студенческая антивоенная демонстрация была направлена против вторжения американских и южновьетнамских войск в Камбоджу.

Еще до официального объявления Никсоном о вторжении слухи о военном вторжении США в Камбоджу вызвали протесты в колледжах и университетах по всей стране. В штате Кент эти протесты фактически начались 1 мая, на следующий день после вторжения.

kent state guard fireВ тот день сотни студентов собрались в месте, похожем на парк пространстве в центре кампуса, которое в прошлом было локацией для крупных демонстраций и других мероприятий. Несколько ораторов высказались против войны вообще и президента Никсона в частности.

2 мая прибыла Национальная гвардия. Столкновения между гвардией и протестующими продолжались до поздней ночи, были произведены десятки арестов. Протестующие подожгли здание РОТС — курсов по подготовке офицеров запаса.

4 мая началась крупная акция протеста. К 11:00 утра собралось около 3000 протестующих и зрителей.  Но протест 4 мая, в ходе которого активисты высказались против присутствия Национальной гвардии на территории кампуса, а также войны во Вьетнаме, изначально был мирным.

Генерал Кентербери приказал своим людям зарядить оружие, а также применить слезоточивый газ по толпе. Расположившись на холме, гвардейцы неожиданно выстрелили из винтовок М-1, некоторые в воздух, некоторые прямо в толпу протестующих. Передняя шеренга стреляла с колена, задняя била из стоячего положения. Всего за 13 секунд было произведено около 70 выстрелов. В общей сложности четверо студентов штата Кент — Джеффри Миллер, Эллисон Краузе, Уильям Шредер и Сандра Шойер — были убиты, а девять других получили ранения.

Kent State Shootings John Paul Filo 1970

Знаменитое фото Джона Фило

Фотограф Джон Фило, получивший в дальнейшем Пулитцеровскую премию за свой знаменитый снимок 14-летней Мэри Веккьо, плачущей над упавшим телом Миллера, так описывал те ужасные минуты:

«Я думал, что они используют холостые патроны. Когда я поднял камеру, то заметил, что один солдат целится прямо в меня. Я сказал сам себе: «Я сфотографирую это», и тут раздался выстрел. В ту же секунду облачко пыли отделилось от статуи рядом со мной, а пуля отскочила от неё и застряла в дереве.»

«Цветы лучше пуль» - культовая знаменитая фраза одной из погибших -  студентки Эллисон Краус, получила огромное отражение в культуре. Музыканты написали песни, в которых выразили свою боль и протест против Вьетнамской войны, включая «Ohio» группы Crosby, Stills, Nash & Young и «Tin Soldiers» группы Jefferson Airplane. Фильмы, такие как «Medium Cool» и «Kent State» также отразили это событие.

Allison KrauseСоветский и Российский поэт, номинант на Нобелевскую премию по литературе, Евгений Евтушенко посвятил Эллисон своё стихотворение. Вот отрывок:

Тот, кто любит цветы,
Тот, естественно, пулям не нравится.
Пули — леди ревнивые.
Стоит ли ждать доброты?
Девятнадцатилетняя Аллисон Краузе,
Ты убита за то, что любила цветы.

Это было Чистейших надежд выражение,
В миг, когда, беззащитна, как совести тоненький пульс,
Ты вложила цветок
В держимордово дуло ружейное
И сказала: «Цветы лучше пуль».

Смерть Эллисон Краус и других студентов в Кентском университете стала символом насилия, которое сопровождало антивоенные протесты того времени. Этот инцидент вызвал широкий общественный протест и усилил движение за мир и против войны во Вьетнаме.

  1368 Hits
сен
10
0

«В поисках Фиделя» (Оливер Стоун, 2004)

Fidel 1Всем, кому интересна Куба и история кубинской революции!

«В поисках Фиделя» – второй фильм Оливера Стоуна о Фиделе Кастро. Компания NBO, заказавшая ленту «Команданте», испугалась конечного результата съёмок. Фильм был запрещён к показу в США.

Теперь же Стоун вновь едёт на «остров свободы», чтобы уже более серьёзно «взяться» за Фиделя. На этот раз главной темой является нарушение прав человека и положение кубинских диссидентов. Поводом послужил арест и казнь угонщиков самолета, пытавшихся эмигрировать в США. Новые вопросы к Кастро отличаются большей жесткостью, нежели в первом фильме. Однако духовному лидеру революции и на сей счёт есть что сказать.

Фильм, на мой взгляд, интересен в первую очередь тем, что освещает вопрос диссидентства, оппозиции и отношений Кубы и США с точки зрения официальных властей. Тем самым, давая возможность рассмотреть точку зрения, противоположную «западной». В этом смысле лента является отличным дополнением к предыдущему фильму.

 

  1013 Hits
мая
20
0

Кризис в левой идеологии: от энциклопедистов к лидерам мнений 

marks1Меня давно интересовал вопрос развития левой политической мысли в постсоветский период. После развала СССР появился доступ к западной литературе, которая представляет собой наследие не менее актуальное, чем произведения советских интеллектуалов. Как следствие, произошёл раскол в левом дискурсе, однако, возник кое где и синтез.

Кризис марксистской идеологии, усилившийся после ухода советской эпохи с мировой авансцены привёл в философский тупик многих отечественных мыслителей. Новая задача переосмысления советского опыта во многом оказалась непосильной для них, несмотря на все попытки. Возможно, я наткнусь на критику в свой адрес со стороны многих коммунистов, которых я бы назвал доктринёрами, но всё же обозначу факт того, что левая политическая идеология находится в состоянии длительного глубокого кризиса. Теперь, не без участия власти, раскол усилился после начала СВО.

В настоящее время ключевым вопросом для дискуссии среди левых сил стало отношение к войне. Имеет ли она империалистический характер? Одни левые обвиняют других в охранительстве, те, в свою очередь, в работе на Запад. Выдвигаются забавные теории вроде «американского фашизма на экспорт».

Более того, набирают силу хвалебные высказывания в адрес Сталина и его методов среди тех, кто к левым себя не относит. И это понятно. Заигрывание отечественных либералов (наверное уже бывших), ориентированных на российский капитал, со сталинизмом означает одно – буржуазия хочет жить богато, как олигархат, и жестко править, как Сталин. Плюс для плебса внедрить феодальную идеологию, которую они называют русскими культурными многовековыми традициями. Немаловажную роль в этой идеологии сейчас играет и религиозный аспект. Как никогда теперь актуальна цитата Саула (святого Павла):

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога… Посему противящийся власти противится божию установлению». (13:1, 2) – Примерно так гражданин Римской империи иудей Саул пытался узаконить рабство среди своих христианских адептов, а заодно сделать христианами римских рабовладельцев.

Побойтесь бога, господа! Ибо «Удобнее верблюду пройти через угольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матфей 19:24)

Однако, вернёмся к нашей главной теме.

Продолжайте читать
  1169 Hits
март
18
0

Цифровая колонизация

scale 1200Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный  агитаторно также и коллективный организатор

(В.И. Ленин, из статьи “С чего начать?”,1901)

предприниматели и государственные чиновники пенсионного возраста и являются целевой аудиторией Касперской. Деньги, как известно, есть только у пенсионеров, особенно у тех, кто может раздавать государственные подряды. Ну, не в ногу со временем идут пожилые люди. Что тут поделать? Касперская с радостью поможет освоить деньги в том числе и на информационную защиту капитала. Так на 2020 год капитал Касперской составлял $270 млн. Муж Касперской – Ашманов помогает крупным компаниям (ставку делает в основном на банки) продвигать свои продукты в интернете.

Приведу всего лишь один маленький пример из жизни. Есть у меня один друг, который работает технологом-программистом на американских токарных ЧПУ-станках HAAS. Так вот, ему – квалифицированному пролетарию – очевидно,

Понятно, что, кого и как хотела организовать Российская социал-демократическая рабочая партия в начале ХХ века. Но вот, не очень понятно, очевидно было нашим милейшим феодалам в ХХI веке, что, кого и как организуют бывшие западные партнёры своими средствами цифровизации. Подобно тому, как просвещённые европейцы безвозмездно дарили индейцам зараженные оспой одеяла, наша правящая верхушка получала в дар классненькие новые айфоны из рук Стива Джобса.

В последние годы оголтелая тотальная цифровизация стала модным всеобъемлющим течением. При этом задумываться о цифровой безопасности у нас как всегда никто и не думал. Отечественный софт не в состоянии конкурировать с продукцией зарубежных корпораций, вкладывающих в свои продукты миллиарды. Российский бизнес в погоне за быстрой прибылью сам себя инфицировал зарубежными цифровыми решениями. О том, как создавать собственные языки программирования – никому нет дела. А вот юзать забугорные фреймворки с вшитыми уязвимостями – за милое дело. Примерно так положение дел характеризовала в своих интервью российский предприниматель, председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» госпожа Наталья Касперская. Ей ли не верить?

Продолжайте читать
  1182 Hits
фев
10
0

Красные террористы в Европе

Ulrike Meinhof posterНазвание: Комплекс Баадер-Майнхоф

Год выпуска: 2008

Жанр: Боевик, драма, биография, история

Режисёр: Ули Эдель

В ролях: Мартина Гедек, Мориц Бляйбтрой, Йоханна Вокалек, Надя Уль,

Оператор: Райнер Клаусманн

Страна: Германия, Франция, Чехия

Продолжительность: 150 мин.

Комплекс Баадер-Майнхоф – фильм о знаменитой левой террористической организации Rote Armee Fraktion (Фракция Красной Армии). По мимо достоинств в плане хорошего экшена, этот фильм завоевал уважение со стороны исторического аспекта. Что было весьма не характерно для предыдущих кинолент о знаменитых террористах RAF. Картина однозначно занимает видное место в перечне фильмов на соответствующую тематику. Конечно, есть определённые неточности в отдельных моментах. Особенно режет глаз официальная версия о самоубийстве лидеров так называемой первой волны RAF. Однако дух времени, и основные исторические моменты отражены очень достойно.

Baader Meinhof 1Ниже я предлагаю ознакомиться с моим докладом, который можно взять за основу для дискуссии в киноклубе прогрессивного социального кино. Текст доклада небольшой и ознакомление не займёт много времени. При проведении дискуссии рекомендую пополнить знания по теме воспользовавшись дополнительной литературой и интернет материалами. Доклад может послужить лишь в качестве тезисного “каркаса” для дискуссии. В докладе рассматривается левый терроризм как явление в целом характерное для Европы того времени, поэтому рекомендую ещё посмотреть “Красные Бригады” – документальный фильм телеканала НТВ. Тематика терроризма предполагает отдельный цикл показов.

Продолжайте читать
  1472 Hits
фев
07
0

Одномерный человек. Параллели с современностью

markuze«Счастливое сознание – это вера в то, что реальное является рациональным, что система воплощает добро».

Г. Маркузе.

С первых строк эта работа притягивает к себе необычным исследовательским подходом, и, несмотря на свободную форму изложения, данное эссе содержит, на мой взгляд, множество актуальных идей, как критическая теория индустриального общества. И пусть, что она впервые вышла в свет в 1964 году. На мой взгляд, в большей степени этот труд сохранил актуальность.

С первых строк «цепляет» мысль о том, что на ранних этапах индустриального общества, присущая этим этапам прогрессивная рационалистическая тенденция сдает свои позиции на позднем этапе развития. Автор кластеризует понятия: «Свобода мысли, слова и совести — как и свободное предпринимательство…». И действительно, теория «хорошего» капитализма с «человеческим лицом», со свойственным ему конкурентным рынком и динамичным постоянным экономическим ростом остаётся идеологической утопией в условиях современного тотального монополизма.

Продолжайте читать
  1156 Hits
фев
07
0

Комментирую «эпистему контроля» Поля Фуко

foucault

Мой комментарий относительно «современной эпистемы» (её ещё называют «эпистемой контроля») из теории «археологии знания» Поля-Мишеля Фуко.

Известный французский философ, теоретик культуры и историк, Поль-Мишель Фуко в своей книге «Интеллектуалы и власть» писал: «Знание и власть точно соответствовали друг другу, были взаимосвязаны, налагались друг на друга. Невозможно было обрести знание, не обладая властью. И невозможно было иметь политическую власть, не храня определенное социальное знание.» Живя в современном информационном обществе мы видим, что знание и власть продолжают коррелировать, вот только знание теперь доступно каждому. А информационный шум мешает выявить истинное знание. Плюс к этому формирующиеся потоки ложной информации стали рычагами управления над подконтрольными массами. Как же изменились социальные отношения с появлением информационного общества?

Продолжайте читать
  1099 Hits
янв
27
0

Ганди (Gandhi)

Gandhi2Год выпуска: 1982

Жанр: Драма, биография, история

Режисёр: Ричард Аттенборо

В ролях: Рохини Хаттангади, Рошан Сет

Оператор: Ронни Тейлор, Билли Уильямс

Страна: Великобритания, Индия

Продолжительность: 191 мин.

Фильм “Ганди”  рассказывает о жизни Махатмы Ганди и  историю его борьбы “сатьяграха”. Картину рекомендую к просмотру всем! Фильм очень долгий, но он того стоит. Если нет возможности смотреть полностью  – то поделите на 2 сеанса. Тема отлично подходит для долгой и широкой дискуссии, например, в киноклубе.

Сам я считаю деятельность Ганди в конечном итоге провальной, так как закончилось все кровавым разделом территорий. Некоторые советские историки вообще причисляют Ганди к пособникам, как английской, так и индуской буржуазии. Другие – боготворят его. Фильм в любом случае достаточно историчен, не смотря на некоторые ляпы отечественного перевода. Ниже я предлагаю ознакомиться с моим докладом, который можно взять за основу для дискуссии в киноклубе.

Доклад подводит итог событиям борьбы за освобождение межконфессиональных и межэтнических народных масс. Думаю, что не следует углубляться в биографические тонкости – их вполне даёт нам фильм.

Продолжайте читать
  1163 Hits
авг
08
0

Фантазия на тему: «Два рабских мира - Хаксли и Оруэлла».

mir 1Прямое насилие по Оруэллу или консьюмеризм Хаксли? Похоже, что оба варианта уже совмещены и действуют одномоментно. Как Океания Оруэлла, так и Мировое государство Хаксли теперь успешно прогрессируют в синтезе…

Обдолбанные сомой любимчики солнца успешно стравливают между собой низшие касты, порядком слипшиеся в химически чистом садизме.

Обывателю-кроту теперь с лопаты в пасть заливают протеиновую массу, сваренную из его же недавних сородичей. В пересмешку с экстрактом животной ненависти - эта дрянь, застрявшая в растянутых желудках, впитавшаяся в коллективную подкорку, начисто форматирует то немногое, что могло бы стать смыслом человеческим.

Он жадно глотает, долизывает последние капли, свисшие с подноса, и улыбается. Такая милейшая наивная улыбка! И нигде, даже в самой далёкой части его сознания нет ни капли сомнения в том, что именно он может стать следующим ингредиентом в субстрат. А если вдруг его полузрячий сосед скажет ему – посмотри вокруг! Он немедленно, подобно кроту, полезет в свою маленькую земляную норку и оттуда напоследок выкрикнет:

- Я ничего не решаю, от меня ничего не зависит!

А после с усердием истинного мазохиста примется крутить своё хомячье колесо. И так до тех пор, пока не настанет время поедания следующей порции субстрата – специально приготовленной ему из того говорливого одноглазого соседа.

Всё, что ему надо делать – следовать паттернам своих хозяев. Так им он показывает беззащитное лысое розовое брюшко – отличительный и обязательный знак покорности. Ему – покорному кроту, сому выдают в исключительных случаях. Например, за проявление особого изощренного садизма к тем, кто посмел открыть один глаз или к кротам из нижних каст других хозяев – конкурентов.

С кротами всё ясно и понятно. Их, главное не выпускать из порочного круга эмоциональных качелей - «садизм - мазохизм». А кто собственно хозяева всего этого «скотного двора»? Кто эти немногие, которым доступна сома в неограниченном количестве?

О! Это отдельный вид зависимых. Они не едят напрямую субстрат. Он для них служит напоминанием, эдаким символом того, что с ними могло бы быть, родись они в низшей касте. Они не хотят крутить хомячьи колеса. И не могут! Они – пауки, запутавшиеся в своих собственных паутинах.  Закрепившиеся в их мозгах паттерны потребительского гедонизма напрочь отрезали любое выражение самости. Сома отключает все человеческие чувства. Хозяева не страдают эмпатией. Они почти ничем не страдают. Есть только один нюанс. Они не могут выйти из игры. Они повязаны между собой ещё больше, чем кроты из низшей касты. Они не могут выйти из образа, роли - иначе их проглотит система. Потребительский гедонизм – и есть их главный наркотик. Он и есть главная суть сомы. Они не могут просто остановиться. Сомы требуется всё больше – они не могут просто пребывать в покое. Пауки могут жить лишь тогда, когда процент сомы в крови непрерывно растёт. Они – олицетворение стоимости, ведь для них всё в этом мире имеет свою цену. А стоимость может существовать только в отношении. Отказавшись от стоимости, они откажутся от самих себя и, – просто исчезнут, потому, как иного содержания в них просто нет.

Однако, история знает и тех героев (не важно из какой касты), которые открыли глаза, увидели этот многогранный мир и впитали его в себя. Здесь сома или субстрат становятся просто не нужны. Обогащённые пищей духовной, любовью, состраданием или праведным гневом, они словно перерождаются в нечто большее, человеческое… И только этим - человеческим содержанием можно изменить остальной мир!

МИРУ – ДА! ТВОРЧЕСТВУ – СВОБОДУ! ЛЮБОВЬ – ДЛЯ ВСЕХ!

  735 Hits
янв
31
0

Рецензия на фильм "JFK. Выстрелы в Далласе"

poster JFKГод выпуска:  1991

Жанр: триллер, драма, детектив, биография

Режиссер: Оливер Стоун

В ролях: Кевин Костнер, Гари Олдман, Томми Ли Джонс, Кевин Бейкон, Сисси Спейсек, Джо Пеши

Оператор: Роберт Ричардсон

Страна: США, Франция

Продолжительность: 181 мин.

Убийство президента Кеннеди – несомненно, является тем историческим событием 20-го века, над которым пытливые умы ломают головы по настоящий день. В этом смысле не стоит задаваться вопросом: кто же всё-таки убил 35-го президента США? Однозначный ответ мы вряд ли сможем получить в ближайшее время. Однако сам исторический факт заслуживает рассмотрения хотя бы потому, что подобное событие в нашем обществе может возникнуть вновь. История, как известно, способна в определённой степени повторяться, и поэтому её опыт в идеале должен служить последующим поколениям. Лично у меня возник неподдельный интерес рассмотреть это событие в исторической ретроспективе, попытаться понять дух того времени. Однако вернёмся к фильму.

Продолжайте читать
  1195 Hits
Image