Блог Модеста

ПК-игры, кино, дневник и не только
фев
07
0

Одномерный человек. Параллели с современностью

markuze«Счастливое сознание – это вера в то, что реальное является рациональным, что система воплощает добро».

Г. Маркузе.

С первых строк эта работа притягивает к себе необычным исследовательским подходом, и, несмотря на свободную форму изложения, данное эссе содержит, на мой взгляд, множество актуальных идей, как критическая теория индустриального общества. И пусть, что она впервые вышла в свет в 1964 году. На мой взгляд, в большей степени этот труд сохранил актуальность.

С первых строк «цепляет» мысль о том, что на ранних этапах индустриального общества, присущая этим этапам прогрессивная рационалистическая тенденция сдает свои позиции на позднем этапе развития. Автор кластеризует понятия: «Свобода мысли, слова и совести — как и свободное предпринимательство…». И действительно, теория «хорошего» капитализма с «человеческим лицом», со свойственным ему конкурентным рынком и динамичным постоянным экономическим ростом остаётся идеологической утопией в условиях современного тотального монополизма.

Продолжайте читать
  1160 Hits
фев
07
0

Комментирую «эпистему контроля» Поля Фуко

foucault

Мой комментарий относительно «современной эпистемы» (её ещё называют «эпистемой контроля») из теории «археологии знания» Поля-Мишеля Фуко.

Известный французский философ, теоретик культуры и историк, Поль-Мишель Фуко в своей книге «Интеллектуалы и власть» писал: «Знание и власть точно соответствовали друг другу, были взаимосвязаны, налагались друг на друга. Невозможно было обрести знание, не обладая властью. И невозможно было иметь политическую власть, не храня определенное социальное знание.» Живя в современном информационном обществе мы видим, что знание и власть продолжают коррелировать, вот только знание теперь доступно каждому. А информационный шум мешает выявить истинное знание. Плюс к этому формирующиеся потоки ложной информации стали рычагами управления над подконтрольными массами. Как же изменились социальные отношения с появлением информационного общества?

Продолжайте читать
  1103 Hits
сен
02
0

Революция повседневной жизни

Революция повседневной жизниНе знаю, как там на самой деле... Бог умер в XIX веке, а в XX умер человек. Одно определённо: хочется, что бы в XXI веке родилась любовь. Любовь, не просто как абстрактный термин, а как действие, акт. Если есть этот акт - есть и любовь. Плодотворная любовь - это ещё и взаимное саморазвитие. Существует парадокс: человек должен одновременно искать и близости, и независимости; общности с другими – и в то же время сохранения своей уникальности и особенности. Только ОТВЕТ на этот парадокс дает ПЛОДОТВОРНОСТЬ. Человеческая личность сформировалась на определённом историческом этапе. Кто знает, может пришёл черёд осмыслить «коллективное». Понять не только животную сущность (мы уже достаточно в этом продвинулись), но и то, что делает человека человеком. «Революция повседневной жизни» - трактат об умении жить для молодых поколений - Рауля Ванейгема - отличная книга по теме. Поиск смысла, творческий поиск, поиск любви - вот что является главным!
 
Хорошие цитаты по теме:
Сартр Жан-Поль: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может.»
 
Стивен Хокинг: «Черные дыры не столь черные, как они всем представляются. Это не вечные тюрьмы, как думали раньше. Из них есть выход и, возможно, даже в другую Вселенную. Если вы чувствуете, что попали в черную дыру, не сдавайтесь — оттуда есть выход».
  747 Hits
сен
02
0

Цена книги – 99 франков

99f

Разумеется, новым тоталитарным режимам совершенно необязательно походить на старые. Управление государством с помощью репрессий и казней, специально организованного голода, арестов и ссылок не только антигуманно (в наши дни это мало кого волнует), но к тому же - и это можно доказать - неэффективно, а в эру передовых технологий неэффективность - страшный грех перед Господом. Тоталитарное государство, заслуживающее названия действительно "эффективного", - это такая система, где всемогущий исполнительный комитет политических руководителей, опираясь на целую армию администраторов, держит в руках порабощенное население, которое излишне даже принуждать к труду, ибо оно с радостью приемлет свое рабство. Заставить людей полюбить рабское положение - вот главная задача, возлагаемая в нынешних тоталитарных государствах на министерства культуры, главных редакторов газет и школьных учителей.

(Олдос Хаксли. Новое предисловие к роману “Прекрасный новый мир”, 1946. Эпиграф 99 франков)

Давным-давно приобрел книжку 99 франков Фредерика Бегбедера. Тогда купить оказалось не так просто. Сие творение раскупали на глазах. Наверно стала слишком модной, то ли модной под кризис (2009 года). Книга в целом понравилась. Любителям вызывающих и провокационных изданий рекомендую.

Как и полагается картина вышла, изменив и испохабив начальный замысел книги. Однако, добротной похабщины в книге ни чуть не меньше, чем в фильме. И выглядит всё то, о чём культурные люди не говорят, очень даже отлично. Много мест с пикантными подробностями. Чёрный юмор радует глаза. Всё потреблядство как на ладони. Отписано от души в каждой строчке. В разряд бульварного чтива не поместил бы никогда.

Продолжайте читать
  1071 Hits
авг
08
0

Фантазия на тему: «Два рабских мира - Хаксли и Оруэлла».

mir 1Прямое насилие по Оруэллу или консьюмеризм Хаксли? Похоже, что оба варианта уже совмещены и действуют одномоментно. Как Океания Оруэлла, так и Мировое государство Хаксли теперь успешно прогрессируют в синтезе…

Обдолбанные сомой любимчики солнца успешно стравливают между собой низшие касты, порядком слипшиеся в химически чистом садизме.

Обывателю-кроту теперь с лопаты в пасть заливают протеиновую массу, сваренную из его же недавних сородичей. В пересмешку с экстрактом животной ненависти - эта дрянь, застрявшая в растянутых желудках, впитавшаяся в коллективную подкорку, начисто форматирует то немногое, что могло бы стать смыслом человеческим.

Он жадно глотает, долизывает последние капли, свисшие с подноса, и улыбается. Такая милейшая наивная улыбка! И нигде, даже в самой далёкой части его сознания нет ни капли сомнения в том, что именно он может стать следующим ингредиентом в субстрат. А если вдруг его полузрячий сосед скажет ему – посмотри вокруг! Он немедленно, подобно кроту, полезет в свою маленькую земляную норку и оттуда напоследок выкрикнет:

- Я ничего не решаю, от меня ничего не зависит!

А после с усердием истинного мазохиста примется крутить своё хомячье колесо. И так до тех пор, пока не настанет время поедания следующей порции субстрата – специально приготовленной ему из того говорливого одноглазого соседа.

Всё, что ему надо делать – следовать паттернам своих хозяев. Так им он показывает беззащитное лысое розовое брюшко – отличительный и обязательный знак покорности. Ему – покорному кроту, сому выдают в исключительных случаях. Например, за проявление особого изощренного садизма к тем, кто посмел открыть один глаз или к кротам из нижних каст других хозяев – конкурентов.

С кротами всё ясно и понятно. Их, главное не выпускать из порочного круга эмоциональных качелей - «садизм - мазохизм». А кто собственно хозяева всего этого «скотного двора»? Кто эти немногие, которым доступна сома в неограниченном количестве?

О! Это отдельный вид зависимых. Они не едят напрямую субстрат. Он для них служит напоминанием, эдаким символом того, что с ними могло бы быть, родись они в низшей касте. Они не хотят крутить хомячьи колеса. И не могут! Они – пауки, запутавшиеся в своих собственных паутинах.  Закрепившиеся в их мозгах паттерны потребительского гедонизма напрочь отрезали любое выражение самости. Сома отключает все человеческие чувства. Хозяева не страдают эмпатией. Они почти ничем не страдают. Есть только один нюанс. Они не могут выйти из игры. Они повязаны между собой ещё больше, чем кроты из низшей касты. Они не могут выйти из образа, роли - иначе их проглотит система. Потребительский гедонизм – и есть их главный наркотик. Он и есть главная суть сомы. Они не могут просто остановиться. Сомы требуется всё больше – они не могут просто пребывать в покое. Пауки могут жить лишь тогда, когда процент сомы в крови непрерывно растёт. Они – олицетворение стоимости, ведь для них всё в этом мире имеет свою цену. А стоимость может существовать только в отношении. Отказавшись от стоимости, они откажутся от самих себя и, – просто исчезнут, потому, как иного содержания в них просто нет.

Однако, история знает и тех героев (не важно из какой касты), которые открыли глаза, увидели этот многогранный мир и впитали его в себя. Здесь сома или субстрат становятся просто не нужны. Обогащённые пищей духовной, любовью, состраданием или праведным гневом, они словно перерождаются в нечто большее, человеческое… И только этим - человеческим содержанием можно изменить остальной мир!

МИРУ – ДА! ТВОРЧЕСТВУ – СВОБОДУ! ЛЮБОВЬ – ДЛЯ ВСЕХ!

  737 Hits
июль
02
0

Катакомбная археологическая культура

Публикую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.

_______________________________________

Katakomb kult 1На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности. Эти общности современные археологи выделяют в так называемые археологические культуры. Вся территория Подонья обладает большим количеством памятников древней и древнейшей истории. В этой статье речь пойдёт об общности катакомбной культуры. Она представляет особый интерес для археологов и людей, интересующихся древней историей нашего региона. Её главным отличительным признаком является тип своеобразных захоронений. В древних курганах находят захоронения так называемого катакомбного типа. В связи с этим исследователь В. А. Городцов, открывший данную историко-культурную общность, назвал эту культуру катакомбной.

Всем интересующимся подробностями рекомендуем ознакомиться с работой А. Т. Синюка – «Бронзовый век бассейна Дона».

Katakomb kult 2
 
Место и время обитания

Общность катакомбной культуры простиралась от Чёрного моря на западе до Поволжья на востоке и от Липецка на севере до Северного Кавказа и Прикаспия на юге. Археологи выделяют три этапа в истории катакомбной культуры.  На первом этапе присутствуют традиции ямной культуры, на смену которой пришла катакомбная, на втором – развитом этапе – преобладают классические катакомбные черты. Третий этап характеризуется упадком катакомбной культуры и явным сокращением территории обитания этих племён.

Время обитания катакомбной культуры в настоящий момент определяют концом III – началом II тыс. до н.э.

Погребальный ритуал

Как мы уже упоминали ранее, «название этой культуры происходит от характерного погребального обряда, предполагавшего захоронение человека в могиле особой конструкции – катакомбе» [1]. Она представляла собой вертикальную шахту до 2-3 метров. И погребальную камеру, сделанную в одной из стен шахты. Погребальная камера закладывалась перекрытием из брёвен. Тело умершего человека укладывали в особой позе – на спине или на боку с согнутыми в коленях ногами, руки вытягивали вдоль тела, которое ориентировали головой на юг.

А. Т. Синюк исследовал огромный знаковый Павловский могильник, который представлял собой группу, состоящую более чем из ста курганов. Благодаря этому удалось определить особенности катакомбной культуры и дать ей подробные характеристики. 

Скотоводство и земледелие

Изучая поселения и погребения археологи пришли к выводу, что население этой культуры занималось преимущественно скотоводством. На раннем этапе пастухи разводили овец; также преобладал в хозяйстве крупный рогатый скот, что характерно для нашей территории. Наличие останков свиней свидетельствует об осёдлом образе жизни. Также известны отдельные случаи наличия костных останков диких животных. Катакомбные племена охотились, в основном, на лосей, косуль и кабанов. «Учёные предполагают, что хозяйство катакомбных коллективов было комплексным, рассчитанным на выращивание разных видов скота». [2]

Что касается фактов занятия катакомбных племён земледелием, то существенных доказательств этому нет. Известны находки тёрочников – камней и плит для растирания семян, а также фрагментов серпов – кремнёвых вкладышей. «Однако эти предметы единичны и связаны скорее с использованием в пищу диких растений, а не домашних зерновых». [3]

Katakomb kult 3Керамика

Яркой особенностью данной археологической культуры является керамика. Среди других культур эпохи бронзы керамика катакомбных мастеров считается самой красивой. Посуду лепили вручную без гончарного круга. Готовые экземпляры обжигали в костре. После термической обработки посуда приобретала красно-коричневый оттенок. Бытовая посуда имела плоское дно и округлое тулово. Она не выделялась большими размерами. Высота сосудов в среднем составляла 30 см. Диаметр тулова – 20 – 30 см. «Больших и крупных сосудов для хранения зерна или иных запасов не известно». [4]

Отдельно выделяют культовую посуду. Так, например, курильницы встречаются преимущественно в погребениях. Курильницы - это глиняные чаши на крестообразной ножке. Они красиво украшены отпечатками шнура и палочки.  «К общекатакомбным относятся орнаменты в виде горизонтальных линий, треугольников, «ёлочки», фестонов и спиралей.» [5] Учёные считают, что в чашах-курильницах «воскуривалась» священная древесина во время обряда захоронения.

Металлические и каменные изделия

Металлические предметы главным образом находят в захоронениях. Нужно отметить, что изделия из металла встречаются редко. Анализ этих находок показал, что в качестве сырья использовалась медь, добытая на Кавказе. Причиной наличия небольшого количества металлических изделий для нашей территории является географическая удалённость от известных в то время меднорудных месторождений. Можно сделать вывод, что металлические ножи на нашей территории были редкостью и очень ценились.

Каменные изделия катакомбной культуры представлены шлифованными топорами, наконечниками стрел и выпрямителями древков стрел. Наконечники стрел делали из кремня. Их особая форма называется «выемчатой» и препятствует вытаскиванию стрелы из раны. Каменные топоры делали путем шлифовки, а крепились к древку они через просверленное круглое отверстие. «Некоторые топоры имеют рельефный прошлифованный орнамент, что подтверждает их использование не в производственных, а в символических целях». [6]

Финал катакомбной культуры

Финал катакомбной культуры в начале II тыс. до н. э. фиксируется на нашей территории достаточно хорошо. В это время количество поселений и погребений заметно сокращается, изменяется материальная культура. Почти полностью исчезают катакомбы, как тип конструкции погребений. Всё чаще умерших хоронили в ямах прямоугольной формы.

Литература
  1. А. Н. Бессуднов, Е. Н. Мельников, Г. Л. Земцов, Р. В. Смольянинов. // Древнейшая история Липецкого края // Тула: Гриф и К, 2010. Стр. 166.
  1. Там же. Стр. 157.
  2. Там же. Стр. 158.
  3. Там же. Стр. 159.
  4. Там же.
  5. Там же. Стр. 164.
  1387 Hits
фев
06
0

Про любовь

serdce«Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д.»

К. Маркс

Дорогой читатель! Мы поговорим с тобой о любви. Я знаю, что у тебя есть собственные представления на эту тему, есть свой опыт, мысли, чувственные переживания, которые ты хранишь в своей памяти. У меня они тоже есть. Но я предлагаю оставить их каждому из нас при себе и поговорить о человеческом коллективном опыте, который впитал в себя понятие любовь. Проследить научный переход от абстрактного к конкретному. Я предлагаю рассмотреть общие тенденции в этом понятии и тот определяющий базис, который оказывает влияние, формирует твой и мой опыт объективно.

Продолжайте читать
  1033 Hits
янв
28
0

Срубная археологическая культура

srub 1

 

Публикую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.


Вся территория современного Подонья обладает большим количеством археологических памятников древней и древнейшей истории. В этой статье речь пойдёт о срубной культуре. Её главным отличительным признаком является своеобразный обряд захоронения. В то время для захоронения умерших сородичей выкапывали могильную яму, в которой делали сруб.

Продолжайте читать
  1011 Hits
янв
28
0

Абашевская археологическая культура

Archaeologist discovering dinosaurs remains. Men digging ground in quarry and cleaning bones. Vector illustration for archeology, paleontology, science, research conceptПубликую свою давнюю статью с элементами рерайта написанную специально для "Липецкого областного краеведческого музея". Год публикации: 2021. Статья создана с целью популяризации истории археологических культур бытовавших на территории Липецкого края.


На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности, которые современные учёные выделяют в отдельные археологические культуры. Одной из самых известных и интересных культур была абашевская. Абашевская культура – это археологическая культура бронзового века (вторая половина III тыс. до к. э. – начало II тыс. до н. э.). Территория распространения абашевской археологической культуры была очень обширной. Абашевские племена заселили территорию европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Своё название они получили от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены погребения этой культуры.

Продолжайте читать
  1058 Hits
авг
02
0

Поисковая экспедиция в Воловский район (21.07.2023)

shurf

21 -22 июля я участвовал в поисковой экспедиции, организованной Липецким областным краеведческим музеем и ЛООО «ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КЛУБ НЕУНЫВАКИ». Поставлена сложная задача – найти массовое захоронение убитых фашистами советских граждан, находившихся в концлагере на территории современного Воловского района Липецкой области. Руководил экспедицией молодой учёный, поисковик и сотрудник ЛОКМ Андрей Лакизюк. Ранее я писал заметку о его недавно вышедшей в свет книге «223 дня мужества». Локацией поиска была окраина деревни Ивановка. В поиске участвовало семь человек.

Мы рыли шурфы и «прозванивали» землю металлодетекторами. Зачищенный срез одного из шурфов показал очертание немецкого окопа. Сразу скажу, что особенных находок мы не нашли. Были найдены несколько гильз и металлический мусор. Найти же захоронения очень сложно, я бы сравнил с поиском иголки в сене. Но, если ничего не делать, то их точно не найдут. Андрей Лакизюк предварительно провёл работу с документами, исследовал немецкие аэроснимки этой местности. Шанс есть. Поэтому, надеюсь, таких экспедиций будет ещё много.

zakat koster

  748 Hits
Image